Церковь Евангельских Христиан Баптистов
Slavic Grace Baptist Church
Благодать
... мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся. Деян 15:11
Наши утренние воскресные собрания будyт проходить в онлайн режиме в 10 утра. 

Продолжаем молится о том, чтобы в этой ситуации прославилось имя нашего Господа, о том, чтобы мы правильно поступали в этих обстоятельствах, и о милости Божией.

Музыка в Церкви

Группы прославления в церквях ЕХБ?

March, 03 2013 |

ГРУППЫ ПРОСЛАВЛЕНИЯ В ЦЕРКВЯХ ЕХБ?

Вступление

В последнее время часто поднимается вопрос о допустимости или необходимости групп прославления в наших церквах.

В интернете целый ряд статей отстаивают их и рекламируют как самый современный и благословенный вид музыкального служения, пришедший на смену устаревшему и «ложащемуся бременем» хоровому пению. Но далеко не во всех церквах эта форма служения находит понимание и одобрение,  поэтому часто вопрос их приемлемости среди наших верующих вызывает горячие дискуссии. Поскольку этот вопрос стал болезненным в ряде мест, а большинство наших братьев  и сестер не имеют достаточно аргументированной и достоверной информации о их природе и деятельности,  встала необходимость более подробно рассмотреть эту проблему, как в духовном, так и в музыкальном планах, опираясь на имеющуюся в наличии возможно более достоверную информацию.

Чтобы распознать сущность явления или идеологии,  нужно  попытаться увидеть их конечную цель и посмотреть на его крайние проявления. Хотя в отдельных случаях до них может и не доходить, тем не менее, именно они открывают сущность всего направления, а не те отдаленные результаты, к которым рано или поздно приходит все явление. Поэтому проанализируем факты, имеющиеся в распоряжении, и сделаем общие выводы об его природе.

Кроме того песни в исполнении различных групп  в большом количестве выставлены в интернете и для тех, кто хочет ближе ознакомиться с их творчеством, остается только открыть  сайт «группы прославления» на YouTube или на многих других христианских сайтах. (Для экономии места, в этой статье я буду называть эти группы сокращенно—ГП).

ПРОСЛАВЛЕНИЕ ПО СЛОВУ БОЖЬЕМУ

Для начала определимся с понятиями «поклонение» и «прославление». Выражение «поклонение»  от слова  «покланяться» - чтить как Бога, обожать, признавать  Богом,  божеством (Толковый Словарь Живого Великорусского Языка Том 3, стр. 237). Примеры: «Богу твоему поклоняйся…»  (Мф.4:10).

«Прославление» - от слов прославить, прославлять: «сделать славным, даровать славу; воздавать кому, чему, хвалу, славословить, восхвалять» (Толковый Словарь Живого Великорусского Языка. Том 3, стр. 503).  Примеры: «принеси в жертву Богу хвалу» (Пс.49:14);   «хвала Ему в собрании святых» (Пс.149:1).

 Хотя участники групп прославления употребляют часто слова поклонение и прославление  в одном значении,  как одно  понятие, на самом деле, как видно из толкового словаря,  это разные понятия, хотя и одного порядка. Но поскольку сам вопрос возник именно из-за того, что сторонники ГП считают, что мы не умеем прославлять Бога как должно,  то о прославлении только мы и будем рассуждать.

 В рамках этой статьи мы будем рассматривать только прославление человеками Бога,  воздаяние хвалы и благодарения Богу и Христу в церкви, во время служения. Суть прославления Бога хорошо раскрывается в 99-м псалме: «Входите во дворы Его со славословием, во дворы Его с хвалою. Славьте Его, благословляйте Имя Его! Ибо благ Господь: милость Его во век, и истина Его в род и род» (Пс.99:4-5). То есть, главная причина прославления Бога - наша благодарность Ему за Его любовь и спасение, и за все дальнейшие милости и благословения по отношению к нам, во всех многообразнейших вариациях. Из многих  мест Священного Писания можно заключить, что Бог хочет, чтобы мы благодарили Его, воздавали Ему хвалу, прославляли за Его любовь постоянно: «всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1Фес.5:16-18). Отметим, в каких формах выражалось библейское «прославление»,  «хвала» и «благодарение» в богослужениях в Ветхом и Новом заветах.

1. Молитвы благодарности: (Пс.110:1; Пс.117:19, 28).

2. Славословия (хвала уст), включая все виды устного прославления Бога—слова,  стихи, проза, прославляющие Бога и Христа (Евр.13:15; Дан. 6:10; 1 Пар. 29:13; Пс.32:1 и другие).

3. Прославляющее пение — (Пс.27:7; Иак.5:13; Кол.3:16; Еф.5;19), включающее:  а)  гимны общего пения хвалебного и благодарственного  содержания  - «песнопения духовные»  (Еф.5:19); «песни хвалебные» (Неем.12:46); б) Псалмы  - хоровые, сольные, как на тексты псалмов, так и на другие, хвалебно—прославительного содержания;

4. Проповеди. 

Есть ли в наших богослужениях такие формы служения? 

Присутствует ли прославление Господа в собраниях?

Я думаю, все согласятся, что есть.  Все присутствующие в церкви славят Бога через песнопения духовные  и молитвы. И говорят «слава Богу!» на прекрасное пение или стихи.  Разве это не прославление Бога? И так  было на протяжении всей истории христианства.  Естественно, что в проведении служения со временем что-то менялось  (продолжительность проповедей, их количество, содержание; мелодика и характер песен), но все основные атрибуты богослужений  оставались прежние. И имя Божие славилось. Как и сегодня.                  

ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЭТО НАПРАВЛЕНИЕ В МУЗЫКАЛЬНОМ СЛУЖЕНИИ?

Вот мнение певцов группы прославления о своей роли: «Группа прославления - это не вокально-инструментальная группа, это служение, цель которого - воздавать Славу Господу!» (с интернета).

Очень хорошая декларация, мы все можем под ней подписаться. Сказать «аминь». Так как все наши служения созданы именно для этой цели. И нового в этом нет. И  все  рок-группы тоже под этим лозунгом работают. И все деноминации так думают. Но каковы конкретные результаты — это другое дело. По ним и надо давать оценку каждому явлению. Поэтому посмотрим на факты и сделаем свою оценку. 

Прославление—движение  не однородное. Есть там просто играющие и поющие составы, участвующие в служениях наряду с хорами, различными ансамблями, солистами и не претендующие на какое-то особо «возвышенную» роль в церкви. Они поют  содержательные гимны в благоговейной манере и ведут себя скромно. К ним нет претензий, это обычное явление в наших церквях. Но эти исключения - малое меньшинство, не отражающее сути явления.  Часто они и не называют себя этим именем. Остальные же в массе своей—весьма близки по манере, составам, репертуару,  а главное - по духу. Поэтому будем анализировать именно то, что характерно для основного направления. А типичная ГП - это рок-группа, с эпизодическими добавлениями  каких-то случайных инструментов, не играющих существенной роли в общем музыкальном плане, а скорее используемых в декоративных целях, для создания особого имиджа, придания оригинальности (например, трещотки, бубны, скрипки, виолончель, духовые, аккордеон и т.д.). Вокальная сторона представляется самыми разнообразными сочетаниями: от 2-3 солистов до больших групп, иногда включающих и детские хоры.  Но главную роль играет все-таки рок-группа. Именно она делает погоду. Вот подтверждение самих  поклонников:

«В конце 20 и начале 21 века, музыка поклонения наилучшим образом включает в себя целый ряд звуков и инструментов: от простых акустических до супер - технологичных. Независимо от того, в каком настроении, оно играется: в буйном неистовстве  или в спокойном и мягком, сегодняшнее поклонение твердо связано с вездесущим, прочным ритмом барабанов».  Автор статьи: Mike Kinard.  Источник: Реактор веры. //www.ustream.tv/ Можно произнести только: «Аминь».  Яснее не скажешь.

Вот еще пример понимания ими роли барабанов в богослужении: «...барабаны контролируют духовный поток хвалы и поклонения, обеспечивая твердый пульс, необходимый, чтобы склеить или соединить оркестр или группу вместе. Кроме того, барабаны несут энергию, возбуждение и настроение в момент поклонения». (Барабаны в современном поклонении, интернет). Заметим, не просто контролируют ритм или темп, но - духовный поток хвалы. О каком же действии Духа Божия можно говорить, если духовный поток контролируется барабанами?

А мы  верим, что Господом!

Исторически, группы прославления являются порождением «Богослужения празднования» – модного богослужения в стиле мега-церквей. «Данный вид поклонения чрезвычайно популярен сегодня. Называется он «Богослужением празднования» («Celebration») или реже «Давидов стиль богослужения». Эта сравнительно молодая форма богослужения обрела свое начало среди пятидесятнических церквей Новой Зеландии во второй половине 60-х годов прошлого века.

Стержнем «Богослужения празднования» является не столько проповедь, сколько музыка в стиле «хвалы и поклонения». Основной особенностью такого служения является участие «группы прославления», которая собственно и ведет первую часть богослужения. Во время этой части все собрание исполняет несколько песен хвалы и поклонения, иногда даже повторяя их по несколько раз, при этом непременно используются тамбурины, другие ударные и струнные инструменты, и все это, в большинстве случаев, сопровождается танцами. Пение может прерываться на не¬сколько минут для кратких молитв, свидетельств о вере или чудесах.

Подлинность поклонения для сторонников стиля «Богослужения празднования» измеряется силой эмоциональных переживаний  и количеством новообращенных. Одна из основных опасностей – это театральность богослужения, которое становится евангелизационным концертом.

«Богослужение празднования» заимствует свое содержание из программ, из развлекательных форм поклонения. Богослужение – уже не разворачивающаяся миссия Бога, а различные действия «поклонения» в виде музыкальных или драматических номеров, рассчитанных на развлечение и привлечение внимания целевой аудитории ...

Музыкально-развлекательная программа заменяет руководство Святым Духом на манипуляцию человеческим сознанием:

1. Музыкальный драйв «заводит» толпу,  вводит её в должное состояние - стадия возбуждения;                                        

2. Музыка становится плавной, перемежаясь с молитвами и медленными телодвижениями – наслаждение от выброса в кровь эндорфинов, так называемых гормонов радости;                                                 

3. Заряжение толпы позитивной идеологией в исполнении экспрессивного проповедника-шоумена».  Ориентир на процветания в земной жизни, отменное здоровье, богатство, успех. «Мы - дети Божии и должны жить лучше всех! Вам нужны деньги? Они есть у Бога. Нужен миллион? Или десять? Или самую лучшую машину? Разве это для Бога трудно? Просите, и Он даст вам и еще больше!»...

ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ

Теперь - о природе вдохновений и благословений, и якобы особой  «духовности» и избранности музыкантов. Почему–то, начиная с ветхозаветних дней,  хоровые служители никогда не претендовали на особое,  исключительное  положение в служении. Левиты, певцы Ветхого завета, скромно исполняли свое служение в храме. Пелись различного рода песнопения в синагогах. Но никто из них не претендовал взять на себя роль пророков или священников и духовно вести за собой израильское общество. А вот теперь «прославители»  утверждают, что именно они вводят церковь «во двор храма», потом — «в святое», и далее — «в святое святых», и в какое—то особое, «пророческое поклонение».  Во время торжественных  шествий в Иерусалиме певцы и музыканты шли впереди и играли и пели, но отнюдь не чувствовали себя главными персонами наряду с остальными, исполняющими другие служения. И многие века певцы не брали на себя такой смелости.  Наоборот: в храмах, соборах, церквах - хористы даже не сидели (стояли) перед прихожанами. Они пели «на хорах», то есть на 2-м ярусе, сзади, не видимые для тех, кто стоял внизу, за их спиной. Именно, чтобы не привлекать внимание к себе, но чтобы люди внимали словам и высокой  торжественной музыке псалмов и отдавали славу и почести Богу, а не певцам. (В противоположность, например,  оперным спектаклям). Это полностью соответствует словам Христа: «Говорите: мы рабы, ничего нестоющие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк.17:10).  И у нас, в некоторых церквях, общее пение сопровождали музыканты, у других — пели в микрофон регента или хористы, знающие наши гимны, но пели от души и радостно славили Бога. И пели вместе знакомые гимны, зная их настрой и содержание, пели осмысленно. Они успешно обходились без особых «поводырей в прославление» и не считали, что кто-то должен стоять в этом деле посредником между нами и Богом. А вот у «прославителей» — как раз противоположное  мнение. Вот  как объясняют свое назначение и роль в церкви сами современные «прославители». Это — верная характеристика явлению, исходящая не от противников, но от самих участников. Проанализируем все высказывания и в свете Слова Божия  сделаем свои выводы: верна ли их позиция и пригодно ли для наших церквей  такое нововведение.

Вот рассказ о возникновении одной группы и её становления  со слов её лидера (взято из интернета): «Это было время, когда пастор практически не проповедовал. Все время служения было посвящено поклонению и молитве. Так как опыт подобного поклонения в церкви был невелик, многие общецерковные служения стали похожи на трудные роды. Я понимал что происходит, так как переживал нечто подобное в личном поклонении. Но для многих людей в церкви, привыкших слепо следовать за лидером, поклонение во время служения превратилось в ожидание знакомой песни из старого репертуара, когда б они могли точно знать, что, как и когда нужно петь. Молитвенный поиск, некоторая неопределенность, незнакомая музыка и слова, рождающиеся прямо на служении, приводили многих в замешательство. Посыпались упреки в сторону музыкального служения. Недовольные стали покидать церковь. Со стороны могло действительно показаться, что служение разваливается. Но я испытывал странное удовлетворение от  происходящего».

Вникнем в суть. Оставим в стороне выспренние общие слова, вроде «молитвенного поиска». Кто и что бы ни «творил» в среде верующих, всегда начинают с этой обязательной формулы, но в результате почему-то очень часто получаются «не молитвенные» плоды и последствия. И вот какая здесь вырисовывается картина, если эти словеса перевести на нормальный русский язык: в церкви происходит болезненный переворот — «кризис духовный», пресвитер не проповедует, «служение разваливается». Сразу задумаемся,  какой дух действует в церкви в это время, под чьим влиянием она находится, что не пресвитер, не духовные служители, а какой-то музыкант, лидер прославления, своими экспромтами «назидает» церковь? Вместо глубоких проповедей и привычного любимого хорового и общего пения - какое-то странное развлекательное действо, не воспринимаемое членами церкви и слепые «поиски» неизвестно чего. Можем так же себе представить, на что были похожи слова и музыка песен, рождавшихся «прямо на служении». Могли ли они вдохновлять и приводить в восторг слушателей??  Результат:  люди стали покидать церковь. Вероятно, именно эта «революция», инспирированная любителями новых преобразований, и была одной из причин болезни. Было ли это «особым благословением»?  Весьма показательна реакция, надо понимать, особо глубоко духовного, «молитвенного», лидера на эту печальную картину разрушения: «Со стороны могло действительно показаться, что служение разваливается. Но я испытывал странное удовлетворение от происходящего».  Не правда ли, это режет слух не только духовного лидера, но и христианина вообще? И все это выдаётся за действие Духа Божия!? Если в вашей церкви будет рушиться служение, будете ли вы  радоваться? Даже в надежде на то, что потом все же может получиться что-то хорошее? (Но когда никто не знает, что будет в конце и к чему придет дело!). А пока - члены церкви в негодовании будут уходить из неё?? Божий ли это путь—разрушение ради неизвестно чего? И еще, возникает резонный вопрос: «А была ли вообще необходимость разрушать устроенное служение, приносящее удовлетворение и благословение членам церкви, и навязывать то, что они не хотят? Была ли в этом воля Божия? Может, надо было молиться об очищении, об устройстве служения? А не «ломать» церковь, навязать ей свои новшества и вести ее в другом направлении, даже против мнения большинства».

Сломать - это достаточно не сложно в наших условиях, уже есть этому  много примеров ...

Послушаем дальше об источниках  благословения певцов группы: «Когда я был лидером поклонения, готовясь к служению, я ломал голову над тем, что необходимо сделать во время служения, чтобы получить желаемый отклик от людей. У каждого лидера поклонения есть набор «рычагов» и «кнопок», нажимая на которые они добиваются определенной эмоциональной атмосферы в церкви». 

Остановимся. Осмыслим. «Поклонники» постоянно внушают нам, что Дух Божий сходит и свободно действует во время их «прославления», и «ведет» их и церковь. Оттуда—неконтролируемый, приходящий свыше эмоциональный подъем, возгласы, жестикуляция, падения, и т.д. А тут мы встречаем совсем другое объяснение: весьма прозаический набор средств, «рычагов» и «кнопок», которыми манипулирует лидер, чтобы привести всех в состояние возбуждения, которое и выдаётся за особое действие Духа Божия. Не об особо глубоком духовном переживании идет речь, не о воздействии Святого Духа, как нам пытаются внушить, а о достижении нужного  эмоционального состояния. Вот где она - правда. То, о чем мы подозревали, однозначно подтвердили, спасибо им, сами «прославители».

О том, что прозаическая продуманность  и искусственная артистическая игра выдается за «духовность»,  свидетельствует и известный брат А.К., профессиональный музыкант, певец, широко известный в нашем братстве.  Он оказался случайным свидетелем подготовки к служению участников ГП, которые за час перед выступлением в одной церкви, на репетиции, уже «практиковались»: воздевали руки, поднимали взоры ввысь, восклицали «аллилуйя!» - явно не под действием особенных духовных переживаний, так как в то же время болтали, смеялись,  перебрасывались шутками.  То есть, просто  репетировали свою роль - готовились к выходу на сцену, так же, как  это делают все артисты. Вот эти отлаженные приемы «искусственного вдохновения» и создают у зрителей  впечатление особой «духовности», особого воодушевления свыше,  и эмоционально настраивают слушателей. 

Еще пример, как достигалось «исполнение духом»  членов другой группы  ГП (я пишу дух с маленькой буквы, так как не уверен, какой именно дух сходил на них под действием их «методики» освящения).  Вот еще одна выдержка с интернета Церковь «Дом  Отца»:  «С нынешним, третьим составом, Бог лепил что-то необычное. Мы просто собирались вместе и зависали на квартире у кого-то из нас, общались, поклонялись вместе, чудили.  Мы просто прославляли, и Дух Святой приходил. Мы просто общались, и присутствие Духа Святого было с нами. Мы просто молились друг за друга, и Дух Святой касался нас. Даже когда мы дурачились, и тогда Дух Святой был с нами» ...  Дух Святой двигался в большой свободе, и мы были в восторге от этого. Мы постоянно находились в состоянии маринования и заквашивания Божьим присутствием. Это было весело и каждый раз необычно. Нельзя было предугадать, что Бог будет делать на прославлении, на служении или на репетиции». Не правда ли, несколько странное откровение?  Согласимся, что сами  выражения «маринование и заквашивание Божьим присутствием» звучит несколько кощунственно. И, вероятно,  свидетельствует о соответствующем состоянии духа. Похожи ли эти слова на слова пророков, исполненных Духом Святым, когда они говорили с Богом или возвещали Его слова? Можем мы предположить, что в таком состоянии музыканты действительно имели особое исполнение Духом Божиим и могли вместо священников вести церковь даже и в «святое святых»?  И Бог ли что-то непредугадываемое делал с ними? Действия Божии мы не в силах предугадать, но по свидетельству Слова Его, видим, что таким образом Бог никогда не действовал!  О  схождении Духа Божия мы читаем в Библии много, но нигде, чтобы Он сходил во время «одурачения», или когда люди «чудят» и «просто общаются». Ученики, например,  когда на них сошел Дух Святой, находились в молитве и святом общении. Но никак не в «одурачении». Согласимся, это несколько разные состояния.  А  как это понимать: «Двигался в большой свободе»? Дух Божий мог там  присутствовать, но чтобы двигался? И что это за свобода? Все эти словеса настолько не по-евангельски звучат... И потом, что произошло, что Дух Божий раньше не приходил от барабанного боя, а теперь — стал приходить? В псалмах мы встречаем указания на сопровождение  на гуслях, псалтыри, арфе, 10-струнном орудии, флейтах—свирелях. Но нигде — на барабанах или тимпанах громогласных! «Хвалите Его на тимпанах» — это не конкретное сопровождение псалма, а указание, что и тимпан может быть использован для хвалы. Но только на своем месте; не сопровождать камерное пение и молитву, а — при огромном скоплении народа, тысячах людей, как в Израиле на праздниках. Как  в современных духовых оркестрах, играющих на улице или в больших залах, где необходимо мощное звучание. Разве Господь меняется в зависимости от времени и наших вкусов, что теперь нужен барабанный бой для Его вхождения? Или  это не тот же дух?  Можно предположить, что и плоды духа, который сходит при дурачении, будут соответствующими. Не думаю, что все мы мечтаем об исполнении таким духом и об подобных его плодах.  Но, что особенно грустно, - все эти свидетельства не исключение, а правило. Предлагаю один такой плод. Группа «Новый Иерусалим» поет: 

Ну, скажи, я сошел с ума, попробуй меня понять.

Я теперь только начал жить и начал мечтать.

Не вини меня, ведь я не такой, как был, ведь сам Бог во мне.

Все, что хочешь ты, – игры между мной и тобой. Я хочу любви, ты пойми.

Послушаем по этому поводу мнение нейтрального человека, корреспондента светской газеты: «Вот уж, действительно, попробуй его понять: чего он хочет? Любви, удовольствий, того, что нравится (в тексте – обращение к девушке!), но в том, что Бог в нём, – не сомневается. Христианин, стало быть... Не удивляйтесь, читатель. «Собственно, в идеале таким и должен быть текст подобных песен, чуть изящнее инструкции по пользованию сковородой» – просвещает, или приводит в чувство нас, христиан, совершенно мирской человек, корреспондент «Аргументы и факты» в статье «Бред сивой попсы».  (Христианская газета).

Примеры слов некоторых песен ГП приложены. И хотя я много чудес готов был увидеть в «прославлении», но такую глубину духовности все же предположить не мог! Среди «10 лучших песен ГП» в интернете — известная уже 40 лет детская песня  В. Шаинского: «Дружба крепкая не сломается, /Не расклеится от дождей и вьюг».

Посмотрите, кому  интересно. Что это - откровенное  свидетельство об их высоких духовных стандартах или циничная демонстрация пренебрежения к нашим принципам? Ведь 10 лучших песен прославления — это реклама духовной Христианской музыки! Или для них уже вовсе нет границ между взглядом духовным и мирским? Ведь всему есть свое время и место!  Или это свидетельство того, что эти люди не отдают себе отчета в том, что они, претендуя на служение Богу, не понимают той огромной ответственности за все, что делают пред Богом и людьми. Это что, этакая духовная инфантильность? Но о каких же тогда высоких материях говорить?!!

Выводы?  Если отбросить всю высокопарную риторику об особом избрании, пророческих поклонениях и весь тому подобный камуфляж, а посмотреть, как делаются все эти «чудеса»  на практике,  нужно быть уж совсем по-детски наивными,  чтобы поддаваться на подобные уловки и верить, что это — особое благословение свыше.                                         

МИФ О БАРАБАНАХ

Нам  объясняют, что группы прославления опираются на вековые традиции, уходящие корнями в тысячелетия, а не копируют харизматов и им подобных.  И что подобная музыка прославления была якобы еще и в Ветхозаветнем  Израиле, и во времена Христа, а позднее  - и в апостольских церквах. И что исстари при поклонении Богу музыка была непременно с барабанами и прославляли Бога с танцами, («ликами»), с весельем, ну почти как в современном  рок - шоу!!! (смотрите статьи в интернете о прославлении). Таким агитаторам развеселого прославления советую открыть вэб-сайт «Музыка древнего  Израиля» и почитать, что, во-первых, в храме  музыка была возвышенная и строгая, а о танцевальности и речи небыло: 

«К началу новой эры сложились три способа исполнения псалмов: сольное пение, респонсорное пение - соло, сопровождаемое хоровыми репликами - «ответами», хоровое исполнение без солиста (возможно разделение хора на две группы и диалог между ними - так называемый антифон). В Мишнаитском трактате Тамуда  описаны ежеутренние жертвоприношения, сопровождавшиеся музыкой, а в трактате Арахин даны сведения о коллективе музыкантов в храмовом оркестре. Из других источников мы знаем, что в каждый день недели исполнялись свои псалмы. В Храме дозволялось играть на музыкальных инструментах даже в субботу, потому что территория Храма - особая территория, где действуют свои законы. В Первом Храме ансамбль левитов-музыкантов, как и хор левитов-певцов, состоял как минимум из двенадцати взрослых мужчин, а в особых обстоятельствах разрастался до «бессчетного количества» участников. В эпоху Второго Храма число музыкантов могло быть существенно меньше, чем число левитов, и среди первых могли быть и не левиты. Интересно, что некоторые духовые инструменты в оркестре не участвовали, а звучали лишь в паузах как сигнал к очередному этапу храмового ритуала. Барабаны и бубны по-прежнему оставались вне литургии». (Советую защитникам барабанного боя выписать эту фразу и заучить наизусть). 

Вот так — барабанам в богослужении (литургии) места как раз и не было... И не было в ней хоть что-то подобного  танцевальной и легкой музыке, тем более—ничего подобного  сегодняшней демонической и по природе, и по характеру  рок-музыке.   А после разрушения храма вовсе музыка в литургии была запрещена. «Когда в 70 году н. э. в результате Первой Иудейской войны независимость Иудеи была уничтожена и Храм разрушен, прекратилась игра на инструментах при отправлении религиозной службы. ...Игру евреев на музыкальных инструментах постепенно ограничили свадьбами, похоронами и прочими семейными событиями».  (Перевод Зои Копельман., По книге: Peter Gradenwitz. The Music of Israel: Its Rise and Growth through 5000 Years. Norton, New York. 1949.) Так можно ли верить утверждениям любителей барабанов, что барабаны и веселье в служении  - это древние библейские традиции?? 

А вот краткая историческая справка о применения ударных в церкви в более поздние времена. «Среди ранних новаторов музыки в церкви был Мартин Лютер. ...Он обнаружил силу музыки, чтобы успокаивать, призывать, вдохновлять и поддерживать. Джон Кальвин так же признавал за музыкой «невероятную мощь, способную переместить нас куда—либо», но так же видел в этой мощи потенциальную угрозу для тех, кто хотел жить свято.  Использование инструментов в поклонении запрещалось или чрезвычайно ограничивалось. Перкуссия (ударные) даже не упоминалась. ...С началом Методистского и Евангелического движения в 1700-х (годах) аккомпанемент органа был общепринятым музыкальным сопровождением в то время в городских церквях, в то время как более бедные деревенские церкви использовали фагот, виолончель или духовые инструменты, чтобы создать некий тип гармонии... И на этот раз перкуссии не нашлось  места.

В 1800-х годах... черные церкви росли в числе и влиянии. В них отражалось смешение традиций и неформальные танцы, (то есть, африканские языческие мелодии и их стиль исполнения, сопровождаемый привычными плясками – В.В.) были центральной частью опыта поклонения. Они включали перкуссионные (ударные) инструменты в поклонение. Эти мелодии были легки для запоминания. Слова песен - просты, но эффект был  потрясающим («белый госпэл»).

Роль перкуссии  (ударных инструментов) была восстановлена, когда В 1878 году William ...ввел духовые оркестры, где присутствовал  и барабан. («Армия спасения»).  «В Армии Спасения играли обыкновенные духовые оркестры. Барабан был необходим для поддержания ритма в марше, а вовсе не для поднятия плотского возбуждения. И исполнялись не африканские мелодии с их плясовыми языческими ритмами, а такие мелодии, которые мы поем и сегодня, в нашей классической европейской манере. Роль барабанов была второстепенная и уравновешивалась весьма громкими медными и деревянными духовыми инструментами. И мелодия в песнях всегда доминировала. Что мы и сегодня видим в музыке и песнях армии Спасения. И ничего общего там не было с танцевальной  или рок-музыкой, с главенствующей ролью барабанов в ней. А вот когда пошел «черный госпэл», то наступила эра всего того, что мы сегодня наблюдаем  в «прославлениях» (В.В.).

«У этих людей не было ни хора, ни органа. Они использовали барабан, тарелки, тамбурин, и стальной треугольник. Все пели, хлопали в ладоши и притоптывали ногами ...У них был такт,   ритм, который мы вынесли со времён рабства ...Это всегда вызывает слезы на моих глазах».

Заметим, что у них не было хора, органа и других возможностей славить Бога, и, к тому же, они — сыны и наследники африканской культуры, и барабанная музыка — им самая родная и близкая, вызывающая слезы не своей особой духовностью, но тем, что это - их культурные корни, природа - (В.В.).

В ранних 70-х годах  харизматическое движение имело сильное послание к младшему поколению интеллигенции, и это родило новую, современную форму поклонения. Музыка и танцы стали оцениваться как таланты, данные Святым Духом для привнесения изменений. Песни представлялись как оркестрованные в стиле дикого рока с устными увещеваниями Конгрегацию должно соединять пения «в Духе», неотрепетированное, «от сердца», в свободном потоке хвалы и поклонения, где барабаны обеспечивают фоновую основу...». Вот картина и проясняется: барабаны не участвовали в богослужениях ни в древние, ни в ранние — христианские времена, ни в средние века, и ни в эпоху протестантизма. А вошли в обиход в черных церквях в Америке, и явились отголоском их языческой культуры. А потом пришли в наши церкви в 20-м веке с джазовой и, особенно,  рок-музыкой. И то, что выдается за чуть ли не 3-тысячелетние духовные традиции Израиля и первохристианских церквей, которые, якобы нашли и развили современные прославители, на самом деле -  чистой воды наследие ритуальной и народной танцевальной языческой музыки народов черной Африки. Эта мысль весьма далекая от Христианства по природе и по духу. О каком же новом прославлении идет речь?

Вот еще интересное дополнение о роли барабанов в музыке ГП: «Барабаны контролируют духовный поток хвалы и поклонения, обеспечиваю твердый пульс, необходимый чтобы склеить или соединить оркестр или группу вместе. Кроме того, барабаны несут энергию, возбуждение и настроение в момент поклонения»... Независимо от того, в каком настроении оно играется: в буйном и неистовом, или в спокойном и мягком, сегодняшнее поклонение твердо связано с вездесущим, прочным ритмом барабанов». (Автор: Mike Kinard, взято из интернета).

А мы верим, что контролирует наше поклонение и прославление Божий Дух.  Вот  такая природа ГП. Комментарии, как говорят, излишни. 

КОМУ ЭТО НУЖНО?

Реальное объяснение, почему так рьяно проталкивается в церковь подобная музыка, существует. Идет духовная война. И музыка - её мощное оружие. «Главная тема всех войн, развернувшихся вокруг поклонения,– музыка. Богослужения во многих церквах сегодня начинаются с длинного периода «хвалы и прославления», как если бы только он был поклонением, а остальная часть служения – нет. Это не ново. В книге Исход 32:4-6 описано, как израильский народ пришел к тому месту, где Бог собирался дать ему Свое Слово. Израильтяне упустили значимость этого момента. Самозваный «лидер поклонения» сделал для них золотого тельца, назвал его богом, «врубил» музыку, добавил танцы, а потом и нечестие, и назвал это поклонением. Такое поклонение было мерзостью для Бога, поэтому Он осудил народ. Попахивает ли это описание современностью? Присутствуют ли его элементы музыки и танца в сегодняшней войне? Аарон (первый лидер поклонения) вел народ в танце и музыке – египетском стиле и отвернул сердца людей от вечного Бога к египетскому золотому идолу. Идолы разные, однако, результаты одни. Отсутствие лидера (Моисея) привело к извращенному поклонению. Наверное, этот пример должен служить предостережением для церковного руководства в наши дни». (Лоул Дейви, президент BBN).

Причина популярности среди определенных групп верующих? Вероятно, более привлекательной кажется мирская диета, рожки. Манна приелась. Поэтому некоторые наши братья и сестры  втайне желают этого удовольствия,  хотя вслух откровенно признаться  не хотят. Боятся, чтобы не попасть под критику своих собратий по общине.  А ищут они, сознательно или бессознательно,  именно увеселения и развлечения.  Есть такой жанр в мире музыки — «музыка отдыха» или здесь, в Америке — “interteinment music”,  музыка развлечения.  И для нее характерны все  те особенности и  приемы, которыми действуют  наши группы прославления. Этот interteinment и хотят ввести в служения церквей, под маркой обновленного, духовного прославления. Но Библия утверждает как раз противоположное мнение — о  служении Богу «без развлечения» (1Кор.7:35). Господь строго предупреждает, чтобы мы «служили со страхом и радовались с трепетом» (Пс.2:11).

Естественно, что в движение прославления (ГП) в первую очередь  вовлечена молодежь. Во-первых, потому что в силу малого духовного возраста они не рассуждают о том, насколько это направление соответствует или нет духу и практике наших церквей и нашей духовной культуре. А во-вторых, многим очень хочется проявить себя, поучаствовать в служении. Но часто к желанию послужить Богу примешивается и тщеславие, о каких бы высоких мотивах не говорили, молодым людям приятно чувствовать себя на виду у всех, «лидерами», на которых все обращают внимание. Хотя не все осознают это или не хотят честно отдать себе в этом отчет, даже в мыслях. Чтобы проверить истинность их желания скромно трудиться, не ради своего удовольствия, но во славу Божию, можно проделать простой эксперимент: объявить, что ГП  должны петь  только за сценой, чтобы их  не было видно. И через месяц, другой посчитать, сколько таких групп останется.  Это и будет показатель смирения и истинности их целей, кого они хотят прославить в действительности - Бога или  себя, при помощи Бога.

ЧТО ПРЕВОСХОДНЕЕ?

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛНОСТИ ХОРА И ГРУПП ПРОСЛАВЛЕНИЯ

Сторонники поклонения говорят, что наши гимны не радостные, мелодии недостаточно веселые, а вызывают тяжелое настроение и  угнетают дух,  а у «прославителей» — наоборот, вводят в истинное прославление, хвалу и радость. Надо понимать, что в музыке «прославительной» есть что-то, что особым образом влияет на слушателей, дает особое состояние возвышенной духовной радости, но чего не делает наша, традиционная.  Может быть, действительно есть что-то, что в этом жанре делается лучше, славнее, благословеннее? Разберемся, так ли это?   Сила воздействия музыкального произведения (вокального в данном случае) не приходит по волшебству, а  складывается из определенных компонентов. Возьмем наиболее важные из них.

В-первую очередь это: 

Текст.

Музыка (музыкальная форма,  мелодии, гармония, тембральное разнообразие, талантливость инструментовки, богатство музыкального языка).

Исполнение (качества и особенности ансамбля/хора, количество участников, одаренность исполнителей,  манера исполнения).

Главные отличия и сила воздействия определяются именно текстом и музыкой произведения. Текст определяет, имеет ли данное произведение духовное содержание и насколько глубоко оно. Музыка создает его эмоциональный настрой,  характер, чувственную сторону. Сравним в общем случае, при приблизительно равных талантах  участников, характерные черты песен  ГП и хоровых псалмов. Сопоставим  сначала литературную часть - тексты хоровых псалмов и песней групп прославления. И не вникая в глубокие подробности, сделаем общий сравнительный анализ возможностей той и другой.

I.  ТЕКСТЫ.

Хор.

Тексты—Псалмы. Это прямые цитаты из книги Псалмов.

«Псалмы необычайно разнообразны по характеру и содержанию: среди них есть и торжественные дифирамбы, и скорбные размышления, и проникновенные просьбы, и властные заклинания; в них и иступленная вера, и робкая надежда. Содержание псалма, вероятно, обуславливало характер его исполнения, роль и образный строй музыки (декламации и сопровождения)» (из интернета). 

Псалмы признаны в мире непреходящими шедеврами. Это не подлежит сомнению. До таких заоблачных высот красоты и силы чувств, вряд ли кому из «прославителей» суждено добраться в своих текстах. Примеры: “Возвожу очи мои к горам” (Пс.120); “Господня земля” (Пс.26); ”Воспойте Господу” (Пс.95) и др. 

Тексты — стихотворения известных русских поэтов, как классиков, так и современных—Державина,  Лермонтова,  ИС. Проханова,  Л. Жидковой, Я. Бузинного, В. Кушнир и многих других. Это высокохудожественная и истинно духовная поэзия, глубоко проникающая в сердце, возвышающая дух. Такие тексты действительно можно назвать проповедями.  Это - шедевры в мире христианского духовного творчества. Редко кто из «прославителей» может взять на себя смелость утверждать,  что их поэзия поднимается на такой уровень или превосходит по силе таланта указанных выше и других талантливых наших современников-поэтов.

Заметим, что стихи великих поэтов, никогда не писались кое-как,  на скорую руку.  Даже написанные с экспромта,  они после многократно обрабатывались и редактировались, и только пройдя эту доводку, выходили в свет. И композиторы вдохновлялись ими уже в этом, «отполированном» виде. То есть, выдающиеся композиторы не писали свои шедевры на плохие стихи, а  изначально выбирали лучшие из всех возможных. (Об единичных исключениях мы не говорим).  Примеры: «В минуту жизни трудную», Ода «Бог» и другие.                                                                                   

Тексты композиторов,  написавших музыку псалмов. (В. Крейман, И. Скирда, И.  Проханов и другие). Тексты – высокохудожественны, выразительны и тщательно отработаны.  Примеры: «Когда твой путь земной» В. Креймана.

Группы прославления

Тексты песен – сочинения молодых авторов.  Эти песни не глубоки по содержанию, часто  в форме рефрена, с примитивной смысловой нагрузкой и многократными повторениями. Часто тексты сочиняются духовно незрелыми молодыми братьями и сестрами, пришедшими из мира и не впитавшими  еще нашей духовной культуры, и несущие в церковь ту мирскую субкультуру, на которой они были взращены. Поэтому можно встретить и жаргон, и вульгарные выражения современной неверующей молодежи (такие, как «сам ты в небо не ломись»). 

Тексты — экспромты, сочинения участников ГП прямо на служении. Тот, кто писал стихи, знает, насколько сложно даже для одаренного и имеющего опыт поэта сочинять прямо на публике и какие «сырые» бывают такие стихи. Что же можно сказать о творениях молодых людей, не имеющих особых стихотворных  талантов (именно таких - подавляющее большинство), которые пытаются  поразить слушателей своими новоиспеченными шедеврами? К несчастию, в прославлении и опытные авторы делают это, считая, что Господь будет говорить через них во время исполнения. Кстати, сами «прославители» не отрицают слабости своих текстов, грубости стихов и их легковесности, и даже считают это достоинством, чтобы легче запоминались и «не нагружали мозги» (эти традиции идут ещё от музыки  «госпел»).  В других случаях берут харизматические тексты. Естественно, что эта «цельнотянутая»  продукция, по рецептам  харизматов, приносит и такие же плоды.

Там, где церкви еще не ушли так далеко от традиционного пения, поют наряду с новыми песнями и гимны из наших сборников, но в исполнении все равно подделываются под харизматичесий стиль. «Трудно найти современную песню прославления, которая бы учила или вразумляла. Большинство их написано только для того, чтобы затронуть наши чувства» (из интернета). 

II. Музыка. 

Хор 

О богатстве и красоте хоровой музыки,  имеющейся в мире на сегодняшний день, говорить излишне. Это поистине неисчерпаемый кладезь истинных шедевров, на любой вкус и с самым разнообразнейшим содержанием. Достаточно только назвать имена композиторов, чьи произведения поют наши хоры. Это Ведель и Бортнянский, Чесноков и Архангельский, Бетховен, Моцарт,  Шуберт, Чайковский, Рахманинов и многие другие. Это и наши недавние современники и ныне живущие: Д. Воевода, В. Крейман, И. Скирда, Бацук, Е. Гончаренко, В. Павлов, Т. Лозовая,  Я. Эйтенейер, И. Милеев, - всех не перечесть.

Группы прославления 

В их «прославлении» доминируют примитивные и легковесные, не затрагивающие глубин души и незапоминающиеся мелодии. С аккомпанементами, часто совершенно не соответствующими словам песни. Для одноразового выступления это может сойти, как обычный номер любительского ансамблевого музицирования. Но для постоянного кормления церкви замена ими богатой хоровой культуры  наносит непоправимый ущерб, лишает церковь высокого духовно-эмоционального  настроя, и  вызывает негативное влияние в сфере духовного воспитания, как недостаток определенных продуктов при неправильном питании вызывает расстройство здоровья. 

III. Исполнение.

Сам характер, манера исполнения хоровой музыки резко отличается от манеры исполнения ГП. Благоговейная манера и внешний вид, культурное звучание, глубокие тексты резко контрастируют со стилем петь и держаться на подиуме членов ГП с их тяготению к современной поп-культуре мирских молодых людей. И в вокале подход принципиально различен: в хорах мы учим петь мягко, без форсажа, крика, прикрытым голосом, с четким произношением. Ориентируясь на проникновенное и колоритное, культурное исполнение в традициях классической школы вокала.  А  кредо певцов ГП — петь «громко и сильно».

Чтобы не быть голословным, отсылаю всех желающих на сайт YouTube прославительной дивы Вероники Воршип «уроки пения»: «Вы можете петь громко и сильно!». Другая иллюстрация недвусмысленно говорит, на какие цели ориентированы поющие там молодые люди: «КАК СТАТЬ ЗВЕЗДОЙ» (сайт vivaharmony). А наш подход — противоположный: учиться  смирению, отказываться от честолюбивых целей в служении Богу. Так Христос учит: «Мы—рабы ничего не стоящие».

Вывод: Сопоставляя выразительные возможности хоров и ГП, мы видим, что они находятся по своим художественным и духовным качествам в совершенно разных «весовых категориях». Музыка ГП никак не может  воздействовать сильнее и глубже как в духовном, так и в музыкальном плане на сердца людей, так как она несравнимо ниже по своему духовному содержанию и намного беднее музыкально. И не может претендовать на равноценную замену хорового пения в церкви.                                                                                                                                                     

Хор — это большой коллектив, где все находятся более или менее  на равном положении, все - певцы. Даже солисты, при их одаренности и роли в хоре, не являются индивидуалистами. Кроме исполнения их соло, они стоят в общей массе и поют в хоре наравне со всеми большую часть времени. Этим воспитывается скромность, смирение, ощущение себя как части коллектива. Любая же  малая  группа, если она не выступает эпизодически, а постоянно и монопольно  ведет служение,  это уже концентрация   всеобщего  внимания,  ощущение своего особого положения, привычка к всеобщему поклонению и соответствующее возрастание самомнения,  тщеславия,  болезненного самолюбия, а в дальнейшем — гордыни. И как следствие — духовное  падение. Конечно, все  это приходит не в один день, но это — закономерное явление. Это серьезная духовная опасность для молодых, неутвержденных сердец. Если молодежь имеет горячее желание играть и петь, в церкви ей даются для этого все возможности.

АРГУМЕНТЫ ЗАЩИТНИКОВ ГРУПП ПРОСЛАВЛЕНИЯ

В поддержку мнения, что у нас якобы нет истинного прославления, приводятся вот такие аргументы:

- В братстве, якобы наблюдается кризис в музыкальном служении.

- Мы не создали современного прославления и поклонения, как у других деноминаций (в том   числе и у православных). Нужно создавать наше собственное баптистское прославление.

- В служении  у нас есть много противоречий, которые нужно разрешить.

- Устаревшие традиции (музыкально-певческого служения) лежат тяжелым бременем на нас. «Молитвы, хоры, солисты, потом — Слово... а поклонения и прославления - нету!!»

- Все проблемы от того, что у нас нет специальной «теологии  литургии прославления».

Рассмотрим эти заявления по порядку.  Суть всех этих высказываний (еще можно привести десятки подобных) - неудовлетворенность существующим порядком и содержанием служения в церквях, стремление оживить и вдохнуть в них особую духовную радость, «оживить» их с помощью ГП. Справедливы ли они??

1.Кризис музыкального служения.

В наших служениях нет настоящего прославления и поклонения? Наше служение - безрадостное, скучное, унылое, «умственное»? Разберемся в определениях: что есть кризис?

"Резкий крутой перелом в чем-либо, тяжелое переходное состояние.

Острое затруднение с чем-либо.

Тяжелое положение" (Большой энциклопедический словарь. Москва, 1999).

Посетите служение десятков славянских церквей в Америке и сотен в бывшем СНГ, и Вы услышите прекрасное хоровое и сольное пение, общее пение, стихотворения, детские выступления, оркестры и самые разные ансамбли... Радость и ликование. Это похоже на кризис? Где же то «тяжелое состояние» и «острое затруднение»?

Естественно, не каждое собрание похоже одно на другое по степени торжественности и глубины. И уровень качества пения и музыки, и составы хоров может очень розниться от церкви к церкви. Но сказать, что нет прославления Господа, значит сознательно врать или совершенно не понимать, что значит прославление. Другое дело, что такое прославление не всем по душе. И эти люди настраивают молодежь в церкви, чтобы служение казалось «умственным», скучным и архаичным, дабы зажечь новыми лозунгами для совершения переворота в служении.  Как делали революционеры — пропагандисты перед 17-м годом: «Мы свой, мы новый мир построим!». Красиво звучало, но последствия этой «красоты» мир пожинает доныне. Следовательно, в наших церквах прославления хватает.  Бога славят такими же способами, как это указано и в Ветхом, и в Новом Заветах.  Так что это утверждение надуманное.

2. Нужно создать свою «современную музыку поклонения».

Первое, что хочется спросить, а что подразумевается под этим термином? Если открыть интернет, увидим там множество прославлений; ГП самых  разнообразных составов и пеструю картину из их репертуаров. Интересно, что эта музыка,  в том же виде гремит уже не один десяток лет, и под разными названиями и соусами лезет в наши церкви уже с 60-х годов. Это поп-музыка плотского, чувственного  характера, с более или менее христианскими словами. Часто с настолько грубыми и бездарными, а то и просто мирскими стихами, где всего несколько христианских слов. Кто жаждет такой «современной музыки поклонения»  - включай и слушай. Но не надо тянуть её в церковь, выдавая за какую-то неведомую доселе  музыку прославления. То, что называется ГП, есть  наша старая знакомая  рок-группа с  солистами. Но если это и есть та современная музыка прославления, тогда что именно нового из неё мы должны брать за образец?? Какой-то новый перспективный стиль игры, состав, направление творчества, содержания песен, музыкальный язык? Да и существует ли  реально такая особая музыка? Есть ли на неё в Библии указание?

Есть непреложный факт, что наша музыка прославления постоянно создается (баптистскими авторами, новая и современная) и этот процесс не прекращается ни на минуту. Естественный процесс развития продолжается, искусство христианское не стоит на месте, мы наблюдаем это развитие в веках. Появляются новые стихотворные приемы и поэтические формы, новые музыкальные жанры, меняется мелодика, обогащается ритмика и гармония. Однако этот прогресс не означает отторжения тех форм творчества, которые были с успехом опробованы раньше и повсеместно вошли в жизнь. И поем мы и Генделя «Аллилуйя», и Бетховена «Вещает небо», и Чайковского, и Чеснокова, и песни Проханова, наряду с новейшими композиторами. Но в практике братства удерживаются только те формы, стили  и жанры, которые соответствуют нашим духовным и эстетическим нормам.                                                                                                                                         

Музыка духовная по своей природе создается для славы Божией, то есть, независимо от характера, для прославления Бога, другой цели у нее нет. Даже печальные гимны о страданиях Христа являются, по своей сути, прославлением Его, потому что ими мы возвещаем смерть Господню, прославляя Его подвиг. Но даже чисто славословящие торжественные песнопения создаются постоянно. В разных жанрах и формах. Так нужно ли нам создавать еще какое-то новое, особое «свое поклонение»? Если у нас итак все  поклоняются Богу? Например, в православии и католицизме не торопятся менять основные традиции их служения, хотя примерам вокруг—несть числа. И мы тоже имеем свои, и гордимся ими, и бережем это драгоценное наследие.

А для того, чтобы вводить что-то новое, нужно, прежде всего, спросить: зачем? И в нашем случае, это далеко не праздный вопрос. Наше, десятилетиями проверенное, служение хорошо выполняет свои функции. Если же добавлять что-то хорошее и новое к уже существующему музыкальному наследию, то совсем нет необходимости отменять прежнее. Но вначале, надо убедиться, что новое — действительно хорошее.

3. В служении  есть много противоречий, в которых надо разобраться.

Противоречий в служении нет. Оно проверено многими десятилетиями и даже столетиями, и содержит в себе всё только самое важное и полезное. Противоречия — там, где одно противостоит, мешает другому. В служении же ни одна часть не противостоит и не мешает другим. Проповеди, молитвы,  пение хора, общецерковное пение, стихотворения и другие формы служения не противостоят, но гармонично  сочетаются и дополняют друг друга. И все это необходимо. Уклад служения может меняться, что и происходит время от времени,  в зависимости от местных условий и традиций. И каждая церковь находит приемлемый для неё порядок. А успех служения, наполнение радостью свыше зависит от того, насколько хорошо подготовлены и сбалансированы все эти составляющие его части, насколько  ревностны и духовно высоки участники, насколько опытно и способно руководство. Насколько подготовлены наши сердца к принятию Слова и воздаянию хвалы Спасителю. И, главное, есть ли благословение свыше.

В церквах, где нет мира, чистоты и должной святости членов и служителей, потерян страх Божий, при внешнем полном изобилии и даже при великолепном наборе талантов не будет  ни истинной радости, ни духовной полноты. Потому что Божий Дух не живет в таких сердцах и таких церквах, как в «богатой» Лаодикийской церкви. (Откр.3:4-19). А вот  веселье — будет. Его и на мирских  концертах и гульбищах — с избытком. Так что проблему духовного уныния и отсутствия радости надо искать не в веселящем пении, а в другом — в  гораздо более серьезных внутренних проблемах духовного порядка.                                                                                                    

4. Конечно, всегда есть место и возможность в усовершенствовании служения и достижения больших благословений.

Но, ища лучше, зачем же обязательно разрушать то хорошее, чем жили многие годы? Виноваты ли традиции, что в каких-то церквах плохо поют хоры и служения стали формальные, не назидают и не вдохновляют присутствующих? Но зачем же огульно бранить все хорошее? Тут поневоле приходит на память одна известная басня Крылова о неблагодарном животном под дубом, которое не видело пользы от дерева, которое кормило его всю его жизнь... А может быть, если церковь потеряла благословение, нужно просто покаяться и с постом помолиться, чтобы пришла опять способность видеть безграничные милости Бога и Его любовь, и опять обрести потерянную от пресыщения  радость, и вдохновение, и веяние Духа Божия в церкви?

5. «У  других деноминаций создано поклонение всеобщее, а мы, баптисты, не создали своего поклонения.

«Русская душа «хочет «ощущать», как в православии». Поклоняемся мы все «чтим как Бога, обожаем, признаем  Богом, божеством»  (А.Даль, Том 3, стр. 237), приходя к Богу в молитвах, и в церкви и дома. А мы – разве не создали своего и поклонения, и прославления, если молимся и славим Бога уже много десятков лет?  Ведь приезжали к нам в Россию, Украину, Казахстан, братья со всех стран мира; приходили неверующие и верующие из других церквей и восхищались нашим служением и прославлением Бога. И никому из них (и из нас тоже!) и в голову не приходило, что наше прославление Бога не славное, скучное, и «ненастоящее»! А потом — все вдруг стало серым, скучным и неинтересным, ненастоящим и недуховным? А может, просто кому-то наскучило питаться  духовной манной, захотелось «рожков» с мирского стола? 

6. Насчет православия, как-то «ощущать» — расскажите нам, а как они ощущают? Объясните, дорогие братья и сестры! Внешняя сторона там красочная и привлекает высоким благоговением и устройством служения.  Иконы, свечи, наряды, торжественные религиозные уставы служения. Великолепные  храмы. (Что снова стало входить в моду и среди русских протестантов).   Все это там есть. И музыка – хоровая, действительно возвышенная, строгая и прекрасная. Но ведь там- то, как раз и духу нет такой «музыки прославления», о которой воздыхают наши критики.

Зрелища, не вызывающие размышлений – пища для эмоций, а не для ума. Мы ушли от этого именно потому, что внешнее богатство и нарядность литургии и недостаток духовного питания при этом уводят от простоты и сердечности поклонения Богу к ритуальной религиозности, помпезности, формальному поклонению.  Но Бог хочет личного почитания и прославления в сердцах каждого из нас. Так, как мы переживаем, чувствуем и способны естественно выразить, без искусственно вызванного возбуждения, иначе это будет уже не наше, а артистичность и неискренность. Да, в Баптизме мы обращаемся, прежде всего, к разуму, а не внешним настроениям и чувствам, однако ощущаем душою присутствие Божие не меньше православных, надеюсь. Мы  вышли из православия не случайно. Так стоит ли опять возвращаться назад?                                                                                           

7.  М. Лютер, Весли, Муди, Проханов - брали мелодии  народные (то есть, мелодии модных светских песенок, которые люди хорошо знали). М. Лютера понять можно — не было еще протестантизма, его культурных наработок — поэзии, гимнов (дух. песен),  хоровых псалмов и надо было что-то свое сочинять и с ноля начинать совершенно новое направление в служении, проповеди, и в музыке.  Проханова тоже — русский баптизм был еще совсем молодой. Не было псалмов и песен на стихи Державина и Надсона, Никитина и Жидковой, Веры Кушнир, Зиновия  Джулая и других чудесных христианских поэтов. Не было еще прекрасных псалмов Скирды, Бацука, Креймана, Гончаренко, Воеводы и переложений на русский язык западных классиков. Да и не было у нас еще хоров, способных петь партитуры Рахманинова и Чайковского и многого  другого. Но за 20 век  понаписали тысячи псалмов и песен на все лады. В сборнике ОП у нас только — 2800! И сотни хоровых партитур. Да сколько еще у немцев, американцев, англичан,  - есть из чего выбирать, только пой!! Зачем же нам сегодня воровать чужие мелодии, когда наши благословенные поэты и композиторы создали  такое духовное богатство?

8. Об отсутствии  теологии «литургии поклонения».

В отношении прославления Бога в музыке (вокальной и инструментальной) изложено четко и ясно: все, что касается её характера  - стройно, с восклицанием (Пс.32:3); манеры исполнения  - без развлечения (1Кор.7:35); благоговейности - со страхом и с трепетом (Пс.2:11); назидательного начала (1Фесс. 5:11). В Библии указаны и жанры: славословие, песнопения духовные, псалмы (Еф.5:19). Это и дало возможность нашим верующим без особой развернутой философии искренне радоваться и достойно прославлять Господа по Писанию, на протяжении уже не одной сотни лет. Но никакая теология не даст прямых указаний, в каких ритмах, темпах, громкости, стихотворных формах можно, а в каких нельзя петь. Это — вопрос нашей духовной чуткости.

Если мы почитаем Бога как святого, всемогущего, великого в милости и любви и страшного в гневе и ярости, то выберем и соответственный характер приношения жертвы хвалы Ему. А если почитаем Его наравне с нашими дружками—подружками, как в песенке: «Он любит меня, /Его люблю я,/ хорошая дружба/ с Ним у меня», или:  «Я не боюсь, Тебе поклонюсь/Бог мой я в Твоём сердце/Влюбился в Тебя я...», тогда и придем к тому, что слышим от наших ГП. Но Бог предупреждает: «Сын чтит отца, и раб — господина своего; если Я - Отец, то где почтение ко Мне? И если Я — Господь, то где благоговение предо Мною? » (Мал. 1:6).  Дело не в теологии, а в нас..                                                                                

Может быть, новая теология даст нам право на харизматический характер служения? Но мы все равно его не приемлем, так как по духу оно противно учению Христа. И если кто-то попытается вводить подобное в практику, церковь отторгнет такое новшество.

ДУХОВНАЯ ПРИРОДА ПРОСЛАВЛЕНИЯ

Мы постоянно прославляем  Бога, и  не только в церкви, но и дома, и в любом месте.  И вслух, и в мыслях. Но мы не находим, чтобы в Библии были  установлены какие-либо  стандарты для определения, что есть «правильное, настоящее прославление» (да и есть ли «ненастоящее?).  А равно — на разные духовные степени прославления, как нам «открывают»  специалисты «прославления».   И не сказано, что для того, чтобы прославлять Бога,  нужна какая-то особая подготовка,  «накачка», «разогрев» извне. 

Наше прославление есть плод наших размышлений о делах Божиих, наших переживаний  и, возникающих в результате этого, чувств. «...О законе Его размышляет он день и ночь» - (Пс.1:2). Наполняющие сердце чувства порождают горячее желание славить Бога, что ощущается, как возникшая могучая потребность выразить эти переполняющие нас  чувства.  Чем более глубоки эти ощущения, тем сильнее  потребность и сильнее, пламеннее хвала. Вот так и складывается наше прославление Бога,  как благодарение Спасителя за любовь и милость, за все то, что Он сделал для нас.  Ведь чувства никак не вспыхивают «ни с того, ни с сего». Вспомним притчу о сеятеле. Там нет и намёка на эмоциональную сторону («как»), а только на принятие семени («что») почвой. То есть, сознанием. Ведь приносит плод не настроение, а семя, слово.  Семя  возбуждает  мысль, и она  получает отражения в нашем мозгу, укореняется крепко в сознании  и только тогда возможен плод.  «Вера от слышания», т.е.  от действия Слова, но не от веселья и благодушного состояния.  Одно радостное настроение дает результат, сравнимый с посевом на камне - там нет почвы и мысль, не укоренившись, умирает.

Однако настроение может помочь принять Слово или отвлечь от него, но оно не есть причина, вызывающая желание прославить Бога. И, если прославление вызывается только настроением, то это уже не плод духа, а плод чувств, то есть, плоти.  Аналогичные ощущения мир получает и от «горячих» шоу — спортивных игр, захватывающих  кинофильмов, танцев или рок-концертов и от вина. И результаты весьма сходны,  в зависимости от дозы, естественно. Но только великие потрясения души (разума), основанные на работе мысли,  вызывают сильные духовные чувства, а сильные  чувства - их соответствующее выражение, горячие молитвы, покаяния,  восторженное славословие, торжественное и радостное пение. Потому после проповеди стараются спеть гимн, продолжающий тему проповеди, чтобы продолжить и  усилить её действие в сознании людей. Наши братья не напрасно сравнивали  пение с  «плугом, распахивающим  сердца», который подготавливал почву к принятию драгоценного семени  - Слова. Мы знаем много случаев, когда люди плакали и каялись от слушания ярких, захватывающих души псалмов или стихов, где был выразительный и глубокий по смыслу текст. И такие переживания и слезы – совсем не того же сорта, как при слушании легкой веселой музыки. Разница — разительная,  особенно – в долгосрочной перспективе. Эмоциональные произведения вызывают  только впечатления. Они как легко и быстро приходят, так легко и бесплодно и уходят.

ХОР ИЛИ ГРУППА ПРОСЛАВЛЕНИЯ?

А существует ли вообще дилемма - хор или Г.П.? Этот трезвый вопрос возникает у всякого здравомыслящего христианина. И как мы можем заключить из тех фактов, что были перечислены выше, причины так ставить вопрос -  нет надобности. Эта проблема искусственна. Она надумана и внушается с целью поколебать умы тех, кто не имеет достоверной информации о духе и характере деятельности ГП или не размышлял серьезно о том, что видел и слышал. Ведь хоры  вполне успешно служили и радовали церкви в протяжение многих лет. Как же  «вдруг» они стали «тяжким бременем плохой традиции», как один брат назвал их в своем выступлении, - как «кошка гуру».  То есть,  как  что-то никому не нужное, но каким-то образом вошедшее в правило, в закон. О роли назидательной, догматически обучающей, воодушевляющей, наполняющей славой церковное служение музыки  и пения нет нужды говорить. О том, что ГП не могут претендовать на такое же место, тоже совершенно ясно из всего, что мы знаем о ГП. Это несравнимые вещи. Удивительно другое - все чаще случается, что это настроение исходит от служителей. Как мы читаем в свидетельстве музыкантов  одной ГП,  в их церкви пресвитер просто «решил РАЗОГНАТЬ хор и заменить его «группой прославления».  Согласимся, что это уже никак не спишешь на невозможность создать хор или  на отсутствие хорошего  регента. Ведь, если есть, кому заниматься с ГП, он сможет и делать то же с хором. Законы музыки едины, было бы желание. Здесь имеет место не просто замена одних коллективов  другими,  здесь -  замена идеологии.  Не оправданная необходимость, а желание установить  другой  дух, другой настрой в служении. Так постепенно и совершается девальвация наших принципов веры. Шаг за шагом отменяются одни стандарты, и утверждаются новые, чуждые нашим традициям, зато более желаемые и  приветствуемые либеральными новаторами. 

НУЖНО ЛИ НАМ ТАКОЕ ПРОСЛАВЛЕНИЕ?

Господь учит нас: «Все мне позволительно, но не все полезно» (1Кор.6:12, 10:23). Зная это, мы должны делать свой выбор со страхом Божиим.  Ибо за последствия наших решений мы дадим Ему отчет. Само участие в служении музыкальных групп совсем не значит, что церковь должна лишиться хора, роль которого в духовно-просветительском плане как носителя вековых традиций высокой христианской культуры невозможно переоценить. Потомки, лишенные  традиционного хорового пения, этого чистого и глубокого источника духовного вдохновения,  быстро скатятся до уровня своих уличных друзей, не имеющих понятия об истинно божественной музыке. Здесь следует остановиться на особой роли служителей церквей, на которых лежит великая ответственность, за вверенные им Богом души. Пассивность или попустительство, а тем более — сознательное поощрение вредных явлений может принести церквям непредсказуемые проблемы уже сегодня и еще большие — завтра.  Потому что культурные богатства создается веками, а разрушить все можно в считанные годы, в жизни одного поколения. Рон Оуэн в книге «Возвращение к поклонению» говорит о появлении рефрена как  о вероятной причине смерти гимна. «У молодого поколения мы крадем наше величайшее наследие и величайший обучающий материал. Мартин Лютер пользовался силой гимнов, когда отправлял поющие группы преподавать людям доктрину (Колос.3:16) и это сыграло важную роль в Реформации. Мы до сих пор поем его великие гимны, написанные 500 лет назад. Исаак Уоттс написал 875 гимнов 250 лет назад, многие из них -  в наших сборниках...  Джон Ньютон, обратившийся к Богу рабовладелец, написал - «О, благодать». Долгожительство этих гимнов в церкви было основанием для глубокого познания доктрины. Да, и в последние сто лет было написано много прекрасных гимнов. Главная опасность в том, что пастор или лидер поклонения могут закрыть сборник духовных песен и отнять у нас эффективнейшее средство передачи истины следующему поколению». В отношении же вытеснения молодежного сольного и группового пения служением групп ГП  нужно отметить, что это отрицательно скажется на духовной жизни церквей, так как приведет к апатии, потере стимула  петь и  трудиться у остальной молодежи.  «ГП, в подавляющей  массе своей, не приносят пользы, их игра и пение не принимается большинством верующих, их песни - чуждые нам по духу и мирские по музыке, церковь не поддерживает и не поет за ними». (Педагог и профессиональный певец, брат А.К.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Какие выводы можно сделать на основе всего сказанного?   Несмотря на большое разнообразие в составах и манере игры и пения, на вопрос:  «Могут ли ГП заменить хоровое служение в церкви?» есть только один ответ: нет. Второй вопрос, не менее важный: «Могут ли они «вести» пение в церкви в таком плане, как они это делают сейчас?» Ответ тот же: нет. Потому что они ставят целью не пение назидающих и богатых духовным содержанием гимнов, а современных легковесных песен, и цель их — реформировать наше поклонения Богу в служение празднования, о котором мы уже говорили.           Следующий вопрос: «Могут ли солисты или просто группа певцов в сопровождении музыки (без рок-группы) петь в церкви во время общего пения с целью сделать пение более стройным?» Ответ: «Конечно, могут, но при условии, что цель будет – исполнять именно гимны общего пения, и что это будет их постоянной задачей. А не стремление со временем увести церковь в новое русло прославления — по — харизматически.  И при условии,  что, даже исполняя гимны из СДП, они не будут претендовать на особый статус  лидеров, прославителей, и тд., потому что все христиане—прославители и для того, чтобы славить Бога в наших сердцах, мы не нуждаемся  в лидерах и посредниках между нами и нашим Спасителем. И что они будут вести себя во время исполнения не как артисты, а - как «рабы, ничего не стоящие». Господь хочет, чтобы мы прославляли Его Имя красиво, слаженно, стройно,  воздавали Ему хвалу подобающую. Только — благоговейно, без увеселения,  без развлечения  и угождения плоти. Не уподобляясь язычникам, как древним, так и современным, в какие бы красивые слова и формы они не облекали свои приманки. И поступая так, обязательно испытаем великое благословение, и наши молитвенные дома будет наполнять облако славы Божией, как некогда оно наполняло  Израильский храм (2 Пар.5:12-14).  «... Расспросите…, где путь добрый, и идите по нему...»  (Иер.6:16).

Виталий Волчанский, пастор, музыкант.

Источник: журнал "Злачные пажити", Северо-западное объединение ЕХБ США.