Церковь Евангельских Христиан Баптистов
Slavic Grace Baptist Church
Благодать
... мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся. Деян 15:11

История Церкви

Краткая история евангельских христиан-баптистов

February, 02 2013 |

Фото 1. Церковные реформаторы XVI века

Фото 2. Менно Симонс (1496-1561) – руководитель движения анабаптистов

Фото 3. Мартин Лютер (1483-1546) - вдохновитель реформации в Германии

Фото 4. Раннехристианское собрание

Фото 5. Водное крещение в первом веке

Фото 6. Казнь анабаптистов через утопление

Фото 7. Жан Кальвин (1509-1564) вождь реформации в Женеве

Фото 8. Собрание в катакомбах в апостольское время

Фото 9. Баптистерий ранней церкви

Свою духовную историю церкви евангельских христиан-баптистов ведут от Апостолов, стараясь сохранить преемственность веры и практики христиан первого века. Их отличает здравая уравновешенность взглядов, простота и точность в исполнении евангельских норм, заповеданных Иисусом Христом. Исторически, баптистские церкви представляют собой часть движения радикальной реформации, которое возникло в XVI - XVII веках. Это одно из направлений протестантизма, не согласное с теми изменениями, которые вошли в христианство с течением времени и требующее радикального возвращения к первоисточникам христианства. К началу XVI века в разных странах Западной Европы начали появляться группы верующих, несогласных с действиями официальной католической церкви. 31 октября 1517 года немецкий священник и богослов Мартин Лютер выдвинул 95 тезисов против индульгенций и этот день принято считать началом Реформации. В Швейцарии с 1519 пода реформацию возглавил Ульрих Цвинги а позже ее богословски осмыслил и систематизировал Жан Кальвин из Женевы. В 1525 году благодаря деятельности Конрада Гребеля в Цюрихе началось движение радикальной реформации - анабаптизм. Его главная идея заключалась в точном выполнении всех норм Нового Завета, что предполагало личное возрождение, взрослое крещение и посвященную жизнь каждого члена общины. Наибольшее влияние на становление этого движения и освобождения его от всех крайностей оказал бывший католический священник Менно Симонс.


Начало баптизма


Фото 1. Пуритане

Фото 2. Карл VII (правление 1509-1547)

Фото 3. План Амстердама XVI века

Фото 4. Место собраний первой баптистской церкви в Амстердаме

Фото 5. Запись Джона Смита и Томаса Хелвиса в книге посетителей меннонитской церкви в Амстердаме

Фото 6. Джон Смит (1750-1612) - пастор первой баптистской церкви

Фото 7. Гравюра XVI века показывающая хлебопреломление в менонитской церкви, которую посещали Джон Смит и Томас Хелвис

Фото 8. Предполагаемое место погребения Джона Смита

Фото 9. Крещение на реке Некар

В Англии Реформацию начал король Генрих VIII, который в 1534 году отказался признавать власть папы римского и начал устроение англиканской церкви. К концу XVI века в этой церкви возникло пуританское движение, которое требовало более решительных реформ в церковной организации и настаивало на евангельской чистоте жизни. Джон Смит будучи священником официальной церкви, в 1605 году познакомился с группой таких радикальных пуритан-сепаратистов (отделенных), вступил в нее и вскоре стал пастором этой общины в г. Гейсборо. В 1609 году, спасаясь от религиозных преследований, община Джона Смита переселились в Амстердам. Там, изучая Священное Писание и общаясь с анабаптистами-меннонитами, Джон Смит и его помощник Томас Хелвис пришли к идее взрослого крещения по вере. После скрупулезного изучения библейских, богословских и исторических аргументов в пользу сознательного принятия веры, они приняли решение креститься самим и принимать в свою общину только тех, кто сознательно заключит Завет с Господом через водное крещение. Так, в Амстердаме, на улице бейкерштрассе, появилась община, насчитывающая около 40 человек крещенных по вере. Спустя два года первая баптистская община решила вернуться в Англию, хотя гонения на религиозных диссидентов не прекратились. Джон Смит умер в 1612 году в Амстердаме, а дело баптистского свидетельства было сохранено и продолжено всего лишь десятью отважными людьми во главе с Томасом Хелвисом, которые организовали первую баптистскую церковь в Спиталфильде, как раз за воротами Лондона. Вскоре, к 1620 году в Англии уже было пять баптистских общин, а к 1644 году - 46


Баптизм в Европе

Фото 1. Крещение погружением

Фото 2. Панорама Гамбурга XIX века

Фото 3. Здание английского баптистского миссионерского общества

Фото 4. Баптистские служители Германии, в центре Иоганн Онкен

Фото 5. Зданине баптистской семинарии в Гамбурге

Фото 6. Иоганн Гергард Онкен (1800-1884)- родоначальник европейского баптизма

Фото 7. Вторая баптистская церковь берлина (XIX в.)

Баптизм, родившись в континентальной Европе в XVII веке, вернулся сюда только в первой половине XIX века, благодаря Иоганну Гергарду Онкену В юношеском возрасте Онкен попал в Шотландию и после своего обращения к богу решил посвятить себя распространению Евангелия в своем родном городе Гамбурге. Изучая глубже Священное Писание, Иоганн Онкен пришел к выводу о необходимости крещения по вере. Но в это время Германии не было ни одного крещеного в зрелом возрасте человека. О желании Иоганна Онкена принять крещение по вере узнали баптисты Америки и 22 апреля 1834 года Онкен, его жена и пятеро других верующих были крещены американским профессором Оирсом в реке Эльба. Так организовалась первая церковь баптистов на европейском континенте и Онкен стал ее пастором. И. Онкен организовал в Европе миссионерскую сеть и из Гамбурга баптизм стал распространяться по всей Германии. К 1851 году в Ооюзе немецких баптистских общин насчитывалось 4000 человек и 41 церковь. Через 5 лет после своего крещения Онкен направился в Копенгаген, где крестил 11 человек и образовал из них первую баптистскую церковь в Дании. В дальнейшем были основаны церкви в Голландии (1845), Австрии (1847), Швейцарии (1847), Швеции (1848), Франции (1850), Норвегии (1857), Польше (1858), Румынии (1862) и других странах. В Российской империи самобытный протестантизм издавна существовал в виде беспоповствующих старообрядцев, стригольников, молокан, духоборов и других групп, которых в то время называли «сектанты и раскольники». В середине XIX века началось евангельско-баптистское движение в его современном виде. Оно зародилось как духовное искание в среде русского и украинского народа и как пожар вспыхнуло сразу в трех регионах царской империи.

 

Евангельское пробуждение в Украине

Фото 1. Место собраний штундистов в селе Основа

Фото 2. Дело о штундистах в Херсонской губернии

Фото 3. Михаил Ратушный (1830-1915) - проповедник, пресвитер села Основа

Фото 4. Иван Рябошапка (1831-1900) - проповедник пресвитер села Любомирки

Фото 5. Семья баптистов

Фото 6. Яков Деляков (1829-1898) - книгоноша

Фото 7. Остатки мельницы И. Рябошапки

Фото 8. Трифон Хлыстун (1832-1911) - благовестник пресвитер села Карловка

Фото 9. Иоганн Вилер (1839-1888) - первый председатель союза баптистов

Евангельское пробуждение в Украине - это уникальное действие Святого Духа, которому содействовали отмена крепостного права в 1861 году дух вольнолюбия и богоискательства, моральный упадок господствующей церкви, но главное - общедоступный перевод книг Священного Писания. С 20-х годов XIX столетия начал издаваться русский перевод книг Священного Писания и благодаря работе Библейского общества и служению книгонош, Слово Божье достигало простых людей. Изучая Новый Завет многие из них стали приходить к баптистским взглядам на спасение через Христа и на сознательное крещение по вере. Одним из первых украинских штундистов считается крестьянин Онищенко, уроженец деревни Основа Одесского уезда. По его собственному свидетельству долгие годы он посвятил религиозным исканиям и пережив возрождение от чтения Писания, поделился своими переживаниями со своим соседом Михаилом Ратушным. В 1860 году Ратушный также пережил обращение и стал широко проповедовать необходимость рождения свыше. В 1865 году в деревне Основа уже была община численностью около 20 человек, а в 1870 году там было 219 членов. Аналогичные процессы происходили в деревнях Карловка и Любомирка Елисаветградского уезда (ныне Кировоград). Именно здесь 11 июня 1869 года Ефим Цимбал принял первое, документально зафиксированное, крещение по вере. После этого образовалась группа, которая стала называть себя баптистами. В 1875 году возникло евангельско-баптистское братство в Одессе, где первым баптистом стал Иван Лисицын. В 1882 году началась проповедь Евангелия в Киеве, где среди первых обратился Даниил Тимошенко. Также самобытно возникал баптизм и в других регионах Украины.

 

Пробуждение на Кавказе и в Санкт-Петербурге


Фото 1. Тифлисская община в центре В. Павлов

Фото 2. Гренвилл Редсток (1833-1913) - проповедник положивший начало пробуждению в Петербурге

Фото3. Василий Пашков (1892-1902) - руководитель евангельского движения в Петербурге

Фото 4. Фридрих бедекер (1823-1906) - проповедник Евангелия в России

Фото 5. Елизавета Черткова (1834-1923) - известная деятельница евангельского движения

Фото 6. Никита Воронин (1870-1905) - первый русский баптист, пресвитер Тифлисской общины

Фото 7. Книгоноши в центре Иван Жидков

Фото 8. Семья В.Г. Павлова

Фото 9. Иван Каргель (1849-1937) - духовный писатель, пресвитер Петербургской церкви

Фото 10. Крещение в Минусинске

Евангельское пробуждение на Кавказе появилось в среде так называемых «молокан», вышедшей из православных раскольников. Молокане Кавказа, изучая Писание, пришли к мысли о необходимости крещения по вере, покаяния, обращения и возрождения. 20 августа 1867 г. на реке Куре Мартин Кальвейт совершил обряд водного крещения над тифлисским купцом Никитой Ворониным. Этот день считается днем рождения русского баптизма. Через год уже образовалась русская баптистская община из шести человек крещенных по вере. 9 апреля 1871 г. еще четыре человека присоединились к общине через крещение. В 1875 г. тифлисская община решила послать В.Г. Павлова в Гамбург в организованную И. Онкеном баптистскую богословскую семинарию. Так появился и организационно оформился кавказский баптизм. В этот же период зародилось евангельско-баптистское движение в Петербурге. Здесь оно возникло в среде высшей аристократии. Все началось с проповеди английского лорда Г. Редстока в 1874 г., который приехал в Россию по приглашению Е.И. Чертковой - вдовы генерал-адъютанта Черткова, одного из героев Отечественной войны 1812 г. Г. Редсток начал свои проповеди-беседы в салонах высшей знати. Среди новообращенных были граф М. Корф, княжна Н. Ливен, граф А. Бобринский и один из богатейших дворян России В. Пашков. После вынужденного отъезда лорда Редстока из России М. Корф и В. Пашков стали проводить в своих дворцах молитвенные собрания, куда приглашали не только знать, но и простых людей. Так в в Петербурге появилась община баптистского толка, под руководством В.А. Пашкова.

 

Гонения в Царской России

Фото 1. Съезд молодежи в Петербурге

Фото2. Иван Проханов (1869-1935) - писатель, поэт руководитель евангельского движения в России

Фото 3. Журнал «Христианин»

 Фото 4. Владивосток 1886 год

Фото 5. Ссылка в Сибирь

 Фото 6. Василий Павлов (1854-1924) - пламенный проповедник, председатель союза баптистов

 Фото 7. По дороге в ссылку

Фото 8. Константин Победоносцев (1827-1907) - обер-прокурор Святейшего Сенода, гонитель штундизма и баптизма

Фото 9. Горная деревня Гирюсы (Горис, Закавказье) место ссылки баптистов

С самого начала евангельского пробуждения власти формировали негативное отношение к евангельских верующих. В июле 1894 году был издан так называемый «всесокрушительный закон» о штундистах и баптистах, в котором они признавались «особо опасными и вредными», а любые их богослужения жестоко карались. Из страны выслали В. Пашкова и других верующих аристократов, начались ссылки украинских штундистов. Многих из них, например И.Г. Рябошапка, сослали в Закавказье, в глухую татаро-армянскую деревню Гирюсы. В.Г. Павлова в 1891 году сослали в Оренбургский край, где он потерял в течение одного года жену и четверых детей. Суды, самосуды фанатичных односельчан и гонения сблизили группы евангельского движения, имевшие различные названия (штундисты, баптисты, евангельские христиане, петербургские верующие, пашковцы и другие), но схожие по догматике и церковной практике. Гонения разной силы продолжались до 1905 года, когда вышел указ «Об укреплении начал веротерпимости». С этого времени баптисты начали устраивать съезды и открывать начальные школы, регистрировать свои общины, печатать литературу и т.п. В 1905 г. из Союза баптистов выделился Русский союз евангельских христиан во главе с И. С. Прохановым. С 1907 года начал издаваться журнал «баптист», и другие журналы. С 1911 года наступила новая полоса гонений, стали проводиться антисектантские миссионерские съезды, газеты начали печатать клеветнические статьи, обвиняя сектантов в пособничестве Германии и предательстве Отечества.

 

Золотое десятилетие (1918-1928)

Фото 1. Канцелярия Союза евангельских христиан

Фото 2. Андрей Костюков (1880-1937) - председатель Всеукраинского союза баптистов, пресвитер кировоградской церкви

Фото 3. Журнал «баптист» Фото 4. Всероссийский съезд христианской молодежи Тверь 1921 г.

Фото 5. Палаточная миссия перед отъездом

Фото 6. «Журнал Гость»

Фото 7. Третий конгресс баптистов, Стокгольм 1923 г.

Фото 8. Сельхозобщина

Фото 9. Г. Мазаев и И. Голяев 1925 г.

Евангельские верующие с энтузиазмом встретили Февральскую революцию 1917 года, тем более, что одним из первых декретов Временного правительства была амнистия всем осужденным по политическим и религиозным мотивам. После Октябрьской революции наблюдался беспрецедентный рост баптистских и евангельских общин. Этому способствовали духовные искания народа на фоне страданий Гражданской войны и направления главного удара нового атеистического правительства на православную церковь. В первой половине 1920-х гг беспрепятственно осуществлялась миссионерская деятельность. Регулярно проводились съезды и конференции. Функционировали воскресные школы и другие учебные заведения, большинство из которых просуществовало до начала 30-х гг. Молитвенные собрания проводились беспрепятственно, религиозная литература издавалась без ограничений или свободно выписывалась из-за рубежа. Считается, что численность баптистов и евангельских христиан в России к концу 1920-х гг. составляла около 1 млн. человек. С 1918 года возникали первые баптистские сельскохозяйственные общины, в которых пропагандировались идеи социализма, но «с верой в бога и под знаменем Христа». Создание сельхозобщин поддерживалось советским правительством, и к 1924 году их насчитывалось свыше 25, с численностью до 50 семей в каждой коммуне.

 

Репрессии и скорбь (1929-1943)

Фото 1. Крещение, Рава Русская 1939 г.

Фото 2. За колючей проволкой

Фото 3. А. Карев, И. Жидков М. Орлов (первый ряд) после

Фото 4. Журнал «безбожник»

Фото 5. бараки ГУЛАГа

Фото 6. Удостоверение члена Союза воинствующих безбожников СССР

Фото 7. Репрессированный пресвитер Одесской церкви П. Щукин с семьей

Фото 8. Собрание с закрытыми окнами

Фото 9. Московская община в годы войны

К концу 20-х годов Советская власть изменила отношение к баптистам. С 1927 года вступило в силу положение о лишении служителей культа, которыми считались пресвитеры, диаконы, регенты, проповедники, многих гражданских прав. «Лишенцы», как их называли, облагались специальным налогом, не имели права быть членами профсоюза, а значит и получать пособие по болезни, имели право лишь на низкооплачиваемую работу и т.д. С 1929 года в СССР началась усиленная антирелигиозная пропаганда и к 1936 году почти все поместные протестантские общины в СССР были сняты с регистрации, а молитвенные дома отобраны. Уже к 1935 г. все руководство баптистского союза было арестовано, и он прекратил свое существование. В 1936 г. власти закрыли последний легальный молитвенный дом баптистов - в Ленинграде. Такой же была судьба и других евангельских союзов. Например, группы немецких меннонитов частично выехали за рубеж, другие погибли в сталинских концлагерях или были переселены в Казахстан и в другие безлюдные районы страны. В это время многие общины начали осваивать практику домашних «подпольных» собраний, на которые приходили небольшими группами, постоянно меняя адреса встреч. Псалмы пели, закрыв подушками и завесив одеялами окна, Вечерю Господню совершали под видом семейных праздников. Несмотря на гонения, баптистские и евангельские церкви полностью не исчезли. Они продолжали существовать и нести весть спасения, осоляя атеистическое окружение.

 

За железным занавесом (1944-1989)


Фото 1. Баптистское собрание в лесу

Фото 2. Мирная демонстрация о свободе вероисповедания. Москва, 1966г

Фото 3. Василий Лонгвиненко (г.р. 1925) - экс-председатель ВСЕХБ

Фото 4. На съезде ВСЕХБ (1966 г.)

 Фото 5. Заочные библейские курсы

Фото 6. Участники совещания ВСЕХБ, Москва 1945 г.

 Фото 7. Геннадий Крючков (1926-2007) - руководитель СЦ ЕХБ

 Фото 8. Разрушенным властями молитвенный дом

Во время Великой Отечественной войны Советское правительство пошло на некоторую легализацию религиозной жизни. Из ссылок вернулись оставшиеся в живых руководители общин. В 1944 году в Москве состоялся съезд представителей нескольких евангельских движений, который принял решение о создании союза ВСЕХБ. Его председателем стал Я.Жидков, генеральным секретарем - А. Карев, а вскоре к нему присоединились и другие евангельские группы. После войны евангельские церкви переживали некоторое оживление, происходила легализация общин. Но в конце 50-х годов началось хрущевское наступление на всех верующих, связанное с подготовкой новой программы построения коммунизма в СССР Власти грубо вмешивались во внутренние дела церквей. Кандидатура пресвитера общины согласовывалась с уполномоченными по делам религий. Состав Совета ВСЕХБ не переизбирался, находясь под тотальным государственным контролем, запрещалось приводить детей на богослужения, верующие практически не имели возможность получить высшее образование и достойную работу. Такое положение вызвало раскол в братстве и часть церквей вышли из ВСЕХБ, отказались от регистрации и создали новый, подпольный союз (СЦ ЕХБ). Его руководителями стали Г.К. Крючков, пресвитер церкви станции Узловая Тульской области, а также А.Ф. Прокофьев, М.Т. Шаптала и другие служители. В начале 60-х годов они стали первыми диссидентами, осмелившиеся выступить против существующего порядка. О середины 70-х годов давление атеистического режима на церкви стало ослабевать, хотя аресты и негласный контроль над их деятельностью продолжался. В независимой Украине  С конца 80-тых годов для баптистов настала долгожданная свобода. С распадом Советского Союза были сформированы национальные союзы, и начался активный рост баптистских церквей. Украинский союз евангельских христиан-баптистов, который после распада Советского Союза насчитывал около 90 тысяч членов, сейчас стал самым многочисленным союзом в Европе. По подсчетам специалистов в Украине около 200 тысяч крещенных по вере, а баптистские церкви в нашей стране каждое воскресенье посещает более полумиллиона человек. богослужения - проповеди, пения, прославление Всевышнего, а также взаимопомощь и духовное попечение о близких, составляют ядро баптистской жизни. Молитва, вера и Олово божье являются главным одеянием баптиста. баптисты всегда отличались активной социальной позицией. Евангельские христиане-баптисты Украины также стараются показать любовь Христа в действии. Они широко вовлечены в благотворительную работу, поддерживают престарелых и инвалидов, заботятся о сиротах и вдовах, много занимаются духовным просвещением, развитием христианской этики, борьбой за здоровый образ жизни. Ежегодно проводятся сотни детских и молодежных лагерей, в которых происходит и телесное и духовное оздоровление, христианские медики организуют медицинское обслуживание. В Украине действует более 50 духовных учебных заведений - колледжей, семинарий, университетов. Развивается информационное служение - издаются христианские журналы и газеты, доступны сотни веб-ресурсов, работают радиостудии, выпускаются телепрограммы, издается духовная литература. Баптистские принципы  В мире сейчас насчитывают более 50 миллионов баптистов, и каждое воскресенье не менее 100 миллионов человек поклоняются Богу в баптистской традиции. Баптисты всегда отличались тем, что были преданные граждане своего отечества, полностью отрицали алкоголь, курение, наркотики и всякие формы половой распущенности, ратовали за здоровые многодетные семьи и высоконравственную жизнь. Эти нормы остаются ведущими и для всех славянских баптистов сегодня. В практической жизни евангельские христиане-баптисты руководствуются следующими принципами: - Библия - единственный и непогрешимый авторитет в делах веры и практической жизни. - Спасение - это Божий дар, который доступен каждому и обретается незаслуженно через личное покаяние и веру в Иисуса Христа. - Церковь - это собрание исключительно духовно возрожденных людей и проповедь Евангелия Иисуса Христа - это главное призвание Церкви на земле. Водное крещение и Вечеря Господня - две заповеди Господни, преподаваемые только для возрожденных свыше людей. - Всеобщее священство и равноправие всех членов каждой поместной церкви, отсутствие деления членов церкви на духовенство и мирян. - Автономия и независимость каждой поместной церкви в духовных и практических вопросах. - Религиозная свобода для всех, личное и свободное избрание своей веры. То есть индивидуальная ответственность каждого человека выше корпоративной ответственности сообщества людей. - Отделение церкви от государства - невмешательство государства в дела церкви и неучастие церкви в государственном управлении. Пастор из Торонто д-р Фриман на открытии Первого всемирного конгресса баптистов в Лондоне в 1905 году представляя миру баптистское движение сказал: «Нашим основным и фундаментальным принципом веры является признание над собой владычества Иисуса Христа и Его личной, прямой, единой и никому не передоверяемой власти над человеческими душами. Это для нас главный факт духовного опыта, центр нервной системы нашего вероисповедания, позвоночный столб нашего богословия, краеугольный камень нашей церковной организации, движущая сила нашей миссионерской деятельности, якорь нашей надежды, венец нашей радости».

Источник