Церковь Евангельских Христиан Баптистов
Slavic Grace Baptist Church
Благодать
... мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся. Деян 15:11

История Церкви

Средневековые еретики - предшественники ЕХБ?

October, 12 2014 |

Некогда Господь обращался к Своему народу с призывом: «Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим» (Иер. 6:16). Призыв этот бесспорно является актуальным и в наши дни для народа Божьего – Церкви Христовой. К сожалению, многие верующие пренебрегают этим призывом, не желая изучать историю Церкви, что часто приводит к пагубным последствиям. Однако и в изучении истории христианства также кроется определенная опасность, и об этом опасности Бог нас предупреждает в приведенном выше стихе. Господь не просто призывает: «идите по пути древнему». Он говорит: «Рассмотрите, исследуйте пути древние, и там, где путь добрый, по тому пути идите». Иными словами, не все пути древние являются путями добрыми. И в этом и заключается опасность того, что мы, изучая историю Церкви Божьей, можем избрать совсем не тот путь для подражания.

Нечто подобное происходит и в нашей евангельско-баптистской среде, когда речь заходит об истоках нашего движения. Нашими братьями написано много хороших работ по истории баптизма и анабаптизма. Однако, в большинстве из них присутствует элемент, который не может не вызвать смущения у человека, сколько-нибудь знакомого с историей христианства. Речь идёт о том, что в этих работах сказано об истоках евангельского христианства. Ведь баптизм, как известно, возник в начале XVII века, анабаптизм – на столетие раньше. А что же было перед этим? Было ли в Раннем и Классическом Средневековье нечто подобное баптистскому вероучению? И если было, то кто являлся носителем этого вероучения? Эти вопросы требуют очень серьёзного исторического и религиоведческого исследования. К сожалению, именно серьёзности (исторической и религиоведческой) и не хватает большинству баптистских авторов, пытавшихся ответить на эти вопросы. Эти авторы, желая доказать историческую преемственность баптизма, просто брали различные средневековые еретические движения (катары, богомилы, павликиане и проч.) и без должного исследования объявляли их предшественниками баптизма, считая, что раз представители этих течений не поклонялись иконам и отвергали официальную церковь, значит, их вероучение было сходно с баптистским. Вот примеры подобного взгляда на средневековые истоки баптизма:

«Павликиане сделались весьма многочисленными и преследовались так жестоко, что, говорят, императрица Феодора, конфисковав их имущество, велела предать смертной казни не менее ста тысяч этих мирных граждан. Они преподавали установления (таинства) лишь возрожденным, отвергали крещение младенцев и перекрещивали верующих, принимаемых в их общение. Их называли также богомилами, именем, которое сделалось знаменитым в летописях гонения. Эти общества продолжали свое существование несколько следующих столетий и распространялись на Востоке и на Западе. Почти в конце Х столетия делаются известными петфины. В сущности это те же общины, которые раньше существовали под другим названием. Истинно, эти разные секты были родоначальниками и наследниками друг другу в вере и практике. В XI и следующих столетиях вальденсы, альбигойцы, вамдуанцы, катары, бедняки Лиона и анабаптисты обращали на себя усиленное внимание в Европе и в течение целых поколений продолжали возрастать и умножаться, они лишь слегка отличались между собою, но назывались различными именами, смотря по местности или обстоятельствам, при которых они обратили на себя внимание публики. Их преобладающие отличительные черты были те же, о которых мы упоминали выше. Они наполнили собою даже Италию, саму резиденцию и центр папской власти, испорченности и преступлений, своим учением и истинами, которые они признавали. В XII столетии их влияние сделалось столь великим, в особенности под руководством Арнольда Бресчио, ученика знаменитого Абеляра, что даже престол папы поколебался в своем основании. Арнольд был такой же смелый реформатор, каким был четыреста лет спустя Лютер и, может быть, столь же учен. Но время еще не благоприятствовало такой реформе, которую предпринял потом немецкий реформатор. Но реформа Бресчиа не удалась, потому что его не поддержало, как Лютера, могущественное дворянство, не было опытных и мудрых вождей народных, а духовенство, несмотря на свои пороки, все еще было очень влиятельно. Можно сказать, что со времен апостольских до Реформации эти различные сектанты составляли истинную церковь Божию. Их вера была настоящая библейская, и их жизнь была самая чистая, какую только видел мир. Конечно, они не были совершенны. И как они могли быть таковыми в такой среде? И если они иногда имели несогласие между собой, то разве это удивительно в века сомнения, испорченности и беспокойства, когда наиболее искренние люди были поносимы и наиболее чистые были гонимы!» (В.Г.Павлов «Правда о баптистах»)

«В 1229 году было декретировано, что Библию могут иметь и читать только священники и высшие должностные лица. Что же происходило в течение этих лет с баптистами? Их постоянно преследовали. Если находили рукописи, то все сжигалось. Поэтому у нас мало информации о них. Они были известны как павликианцы, арнольдисты, вальденсы, генрицианцы, альбигойцы и т.д., а все вместе – как анабаптисты. Их травили и убивали по 40 тысяч человек в год. Хотя каждая большая группа верующих имела лишь незначительные отрывки из Библии, они в основном верно следовали евангельскому учению и ранее установленным доктринам. Несмотря на травлю и уничтожение, количество их росло по всему миру» (Рой Бренсон «Являются ли баптисты протестантами?»)

«Петробрусиане, вальденсы, генрикиане и павликиане позднейшего периода перекрещивались потому, что требовали возрождения со стороны крестящегося. Эти христиане были духовными предшественниками тех реформаторов шестнадцатого века, которые (как и они) настаивали на главенстве авторитета Писания, крещении верующих и Церкви, избавленной от небиблейских обрядов» (Роберт Торбет «История баптизма»)

Итак, по мнению этих и многих других баптистских авторов, предшественниками баптистов и анабаптистов, были такие средневековые течения, как павликиане (павликане), богомилы, катары (они же альбигойцы), вальденсы и некоторые другие. Именно эти течения, по их мнению, и составляли до времен Реформации истинную Церковь Божию. Действительно, всех вышеупомянутые движения отвергали внешнюю обрядность, поклонение иконам и мощам, не признавали официальную (православную и католическую) церковь. Но только ли этим отличались средневековые ереси? Что еще говорят исторические источники о вероучении этих средневековых движений? Исторических исследований о средневековых ересях написано достаточно много. Мы приведем лишь несколько цитат, касающихся вероучения трёх наиболее многочисленных средневековых течений – павликиан, богомилов и катаров (альбигойцев), и посмотрим, действительно ли вероучение этих людей было библейским и евангельским.

О павликианах:

«Об учении и практике павликиан мы знаем только из сообщений ортодоксальных оппонентов и немногих отрывков из посланий Сергия. Это было странное смешение дуализма, демиургизма, докетизма, мистицизма и псевдопавловского учения; во многих отношениях их учение напоминало гностическую систему Маркиона.

  1. Их основополагающим принципом был дуализм. Благой Бог сотворил духовный мир, а плохой Бог, или демиург, сотворил мир чувственный. Первому поклоняются павликиане, то есть истинные христиане, а второму – «римляне», или католики.
  2. Презрительное отношение к материи. Тело – место пребывания греховных желаний, оно само по себе нечисто. В нем божественная душа заключена как в темнице.
  3. Докетизм. Христос сошел с небес в эфирном теле, прошел через чрево Марии, как через канал, пострадал по видимости, но нереально и положил начало искуплению духа из уз материи.
  4. Дева Мария не была «Богоматерью», ее связь с Иисусом чисто внешняя. Петр Сицилиец говорит, что они даже не ставили Марию в один ряд с добродетельными и благочестивыми женщинами. Подлинная theotokos – это небесный Иерусалим, откуда Христос вышел и куда он вернется.
  5. Они отвергали Ветхий Завет, как сочинение демиурга, и послания Петра. Они считали Петра ложным апостолом, потому что он отрекся от своего Учителя, проповедовал скорее иудаизм, чем христианство, был противником Павла (Гал. 2:11) и столпом католической иерархии. Они признавали четыре Евангелия, Деяния, четырнадцать посланий Павла, послания Иакова, Иоанна и Иуды. В более поздний период они, похоже, как Маркион, ограничивались использованием произведений Павла и Луки, к которым, возможно, добавлялось Евангелий от Иоанна. Они утверждали также, что обладают Посланием к лаодикийцам, но вероятно это было просто Послание к ефесянам. Они пользовались аллегорическим методом толкования Писания.
  6. Они отвергали священство, таинства, поклонение святым и реликвиям, крестное знамение (за исключением случаев тяжкой болезни) и все внешние проявления религии. Крещение было только крещением Духа; причащение к телу и крови Христа – только причащением Его слову и учению. (…)
  7. Их мораль была аскетической. Они стремились освободить дух от власти материального тела, но не осуждали при этом брак и употребление мяса (вааниты же впадали в противоположную крайность беззаконного злоупотребления плотским и жили в разврате, даже кровосмешении). В обеих этих крайностях павликиане напоминали гностические секты. По словам Фотия, павликиане были также предельно лживы – спокойно отрекались на словах от своей веры, считая, что ложь оправдана, если она будет служить благой цели.»

(Филип Шафф «История христианской церкви. Том IV. Средневековое христианство 590-1073 г. по РХ..»)

О богомилах:

«Богомилы верили в савеллианскую Троицу, отрицали евхаристию и заменяли водное крещение обрядом молитвы и возложением рук. Брак они объявляли нечистым делом. Они не поклонялись образам и не использовали крестов» (Филип Шафф «История христианской церкви. Том V. Средневековое христианство 590-1073 г. по РХ..»)

«Богомилы, как и более древние павликиане,— дуалисты. Как и у павликиан, у богомиловъ два бога—добрый и злой,, и два от них происшедших мира—духовный и материальный. Злой бог не существовал от вечности, как у павликиан, а был первородным сыном верховного Богоотца, возседавшим одесную Его, как у евхитов; он назывался Сатанаилом. Поставленный во главе духовного мира, Сатанаил или мощный дух возгордился своим достоинством и силою, возмутился против Отца и, увлекши на свою сторону подчиненных духов, вместе с ними был низвержен с высоты небесной. Из соревнования Богу, Сатанаил создал второе небо, вторую землю, именно нашу землю и избрал ее в жилище себе и соучастникам своего падения. Он пытался было создать и человека, и создал из смеси различной материи тело, но не мог дать ему жизни и души; просил о том Бога, и Бог вдунул в тело человека дыхание жизни. Пообещавши прежде разделить с Отцом власть над новосозданным человеком, Сатанаил потом раскаялся в своем обещании, захотел безраздельно владеть человеком и отвлечь его от небесного Отца. Чтобы для этой цели приобрести себе как можно более людей, он вошел в змия, прельстил к грехопадению Еву, „срастлившеся блудом", следствием чего-было рождение Каина и Коломены, от которых и произошел род человеческий. Сатанаил причинял людям всякое зло; навел потоп, рассеял людей по лицу земли, дал чрез Моисея закон на погибель им, как говорит Апостол; „греха неведех разве законом" и проч. Наконец Бог, сжалился над душою, которую он вдохнул в человека, отрыгнулъ от сердца Своего божественное слово, другого сына. То был великого совета Ангел, — архангел Михаил, ибо Он есть начальник добрых ангелов,—Иисус, ибо Он врачует всякую болезнь и язву,—Христос, ибо помазан был плотью, невидимому вещественною, а на самом деле невещественною, „снятою свыше, втекшею десным ухом в Деву и таким образом истекшею", так-что св. Дева совсем не ощутила Его в себе, а обрела Его просто лежащим младенцем, повитым в яслях. Страдания, распятие, смерть, погребение и воскресение Христа были призрачны. Видимо совершивши Свое служение на земле, Иисус Христос победил Сатанаила, заключил его в бездну, отнял от его ангельского имени священное окончание—ил (оставив его не иначе именоваться, как сатана) и присоединил его к своему первоначальному имени Миха, взошел на небо и, седши одесную Отца на место сверженного Сатанаила, разрешился паки в Отца, во чреве которого изначала был заключен, а с Ним возвратился на небо и Дух Святый, вместе с Ним исшедший от Отца и успевший родить духовно Иуду предателя и 12 апостолов. Признавая все внешнее, земное нечистым, богопротивным, богомилы не хотели верить чудесам, которые Иисус Христос совершал над телом и над видимою природою. Сказания о чудесах Его они понимали приточно, духовно. Так, напр., пять хлебов, которыми Христос напитал 5,000 народа, суть не что иное, как четыре Евангелия и пятый Апостол. В силу того же начала богомилы чуждались брака и употребления вина и мяса, а некоторые из них допускали даже оскопление. Воспрещалось им всякое убийство—даже животных, кроме змей—животных сатанинских; отсюда— отрицание войны и всякой самозащиты» (Н. Стелецкий «Болгарская ересь богомилов»)

О катарах:

«Катары отвергали Ветхий Завет, объявляя его делом дьявола. Его Бог – злой бог. Похоже, катары прославляли Христа, хотя отрицали полную реальность Его человеческой природы. Он был сотворен на небесах и не был рожден на земле, но прошел через Марию, как через сосуд. Он не ел материальную пищу и не пил материальное питье. Что касается Иоанна Крестителя, то он был одним из главных бесов и был осужден за свои сомнения и за то, что послал ко Христу с вопросом "Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?" (…) Телесного воскресения у катаров не было. (…) Водное крещение объявлялось материальным и тленным делом злого бога. (…) Брачное ложе объявлялось противоречащим Божьему закону. Некоторые даже заявляли открыто, что человеческое тело сотворено дьяволом. (…) Преобладало мнение, по крайней мере, среди некоторых групп катаров, что употребление в пищу запретного плода в Едеме значило плотское сожительство» (Филип Шафф «История христианской церкви. Том IV. Средневековое христианство 1049-1294 г. по РХ..»)

«Катарские проповедники и впрямь утверждали, что Богов было два, добрый Бог, чистый, непорочный дух, и Бог зла, которого они именовали Сатаной или Люцифером, создавший материальный и нечистый мир – солнце, звезды, землю, тела животных и людей; последний, соответственно, оказывался миром сатанинским, и из этого следовало, что добрый Бог не был всемогущим. Что касается людей (потомков Адама и Евы), они также были двойственными созданиями: как существа из плоти, а значит, материальные, они были творениями Дьявола, и каждый из них заключал в себе душу, которую добрый Бог вдохнул в каждое тело и которую он жаждал освободить, чтобы вернуть ее в небесный мир. К несчастью, Бог не мог сам освободить эти души, поскольку пропасть отделяет божественный дух от материального мира, сотворенного Люцифером: и тогда для того, чтобы сделать это, он создал Посредника, Иисуса, который был одновременно Его сыном, Его образом и прекраснейшим, самым безупречным и совершенным из ангелов (катарские богословы не признавали догмата Святой Троицы). Иисус сошел в нечистый мир материи, чтобы освободить человеческие души из их плотской темницы и вернуть в небесную чистоту; но Сатана узнал в нем Божьего Вестника и захотел его погубить, оттого и случились Страсти Христовы и распятие божественного Посланца. Тем не менее неплотское тело Христа не может на самом деле ни страдать, ни умереть; указав Апостолам путь к спасению, Христос вновь поднялся на небеса, оставив на земле Свою Церковь, душа которой – Дух Святой. Однако Властелин Зла, оставшийся в земном мире, продолжает увлекать людей на путь заблуждения: он разрушил чистую Христову Церковь и подменил ее ложной Церковью, римской, которую назвали «Христианской», но в действительности это Церковь Дьявола, и то, чему она учит, противоположно тому, чему учил Иисус: она и есть нечистый зверь Откровения, вавилонская блудница, тогда как истинная и чистая Церковь, владеющая Святым Духом, – это катарская Церковь» (Р. Каратини «Катары»)

Итак, мы видим, что учение всех трех ересей было очень схоже между собой, но совершенно несхоже ни с учением Евангелия, ни с вероучением баптистов. Ненужно быть доктором богословия и выпускником семинарии, чтобы понять, что учения павликиан, богомилов и альбигойцев – это страшная, погибельная ересь, не имеющая ровным счетом ничего общего с евангельским христианством. Священное Писание прямо называет такие ереси порождением духа антихриста (1 Иоан. 4:3). Ни баптисты, ни другие евангельские течения никогда не исповедовали подобные ереси и ни в коей мере не могут считаться преемниками этих еретиков. В доказательство этому приведём цитаты из самых ранних записанных баптистских и анабаптистских исповеданий.

«Мы веруем сердцем и исповедуем устами:

1. Что существует только один Бог, наилучший, наивысший, наиславнейший Создатель и Хранитель всего; Он является Отцом, Сыном и Святым Духом.

2. Что Бог сотворил и искупил человечество в Свой образ, и благословил всех людей на жизнь. (…)

6. Что Иисус Христос есть истинный Бог и истинный Человек, Сын Божий, принявший истинную и чистую природу человека, душу, и существовавший в истинном человеческом теле.

7. Что Иисус Христос по плоти был зачат Святым Духом во чреве Девы Марии, после этого Он был рождён, обрезан, крещён и искушён; Он также испытывал голод и жажду, ел, пил, возростал в теле и знании; Он уставал, спал, наконец был распят, погребён мёртвым, воскрес и вознёсся в небо; и что Ему, как единственному Царю, Священнику и Пророку церкви, дана всякая власть» (Краткое исповедание веры в двадцати пунктах, написанные Джоном Смитом. 1609 год)

«Мы верим и исповедуем:

Что существует три, кто свидетельствуют на небе, Отец, Слово и Дух; и эти три - один Бог, во всём равные. Им всё сотворено и сохранено, в Небесах и на Земле.

Что этот Бог в начале сотворил всё из ничего, и сотворил человека из праха земного, по Своему образу, в праведности и истиной святости. Но будучи искушён, он упал через непослушание. Через это непослушание все люди согрешили. Его грех вменяется всем; таким образом пришла и смерть.

Что через обетованное семя жены, Иисуса Христа, и Его послушание все сделаны праведными. Все оживлены. Его праведность вменяется всем. (…)

Что Сын Божий, вторая Личность или сущность Троицы, когда наступила полнота времени, явился во плоти, будучи семенем Давида, Израильтянином по плоти и сыном Марии Девы, от её сущности, через силу Святого Духа, осенившую её, и таким образом, сделался истинным человеком, подобным нам во всём, кроме греха. Будучи одной личностью, имеющей две различные природы, - истинный Бог и истинный Человек» (Вероисповедание Хэлвиса. 1611 год)

«Поскольку мы находим, что без веры угодить Богу невозможно, и что надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и Он ищущим Его воздает; поэтому мы исповедуем устами и верим всем сердцем вместе со всеми благочестивыми, согласно Священному Писанию, в единственного вечного, всемогущего и непостижимого Бога: Отца, Сына и Святого Духа, и в никакого другого. Прежде Которого не было Бога, и после Которого не будет существовать Бог; ибо все существует от Него, через Него и в Нем. (…)В этого единого Бога, который производит все во всем, мы верим и исповедуем, что Он является Творцом всего видимого и невидимого; что Он за шесть дней сотворил, сделал и приготовил небо, и землю, и море, и все, что в них; и что Он и сейчас управляет и поддерживает их все Свои дела Своей премудростью, могуществом и словом Своей власти.(...)

Мы верим и исповедуем следующее: когда исполнилась полнота времени, к которой так страстно стремились все благочестивые патриархи и которой они так страстно жаждали, тогда этот ранее обещанный Богом Мессия, Искупитель и Спаситель, исходящий от Бога, был послан и, в согласно предсказаниям пророков и свидетельству евангелистов, пришел в мир и облекся в плоть, с тем, чтобы Само Слово стало плотью и человеком; что Он был зачат девой Марией, которая была обручена человеку по имени Иосиф, из дома Давидова, и, что она родила Его, как своего первородного сына, в Вифлееме, спеленала Его и положила Его в яслях.

Мы исповедуем и верим, что это именно Тот, Которого происхождение от начала, от дней древних, от вечности; у Него нет ни начала дней Его, нет и конца жизни, О Котором засвидетельствовано, что Он - Альфа и Омега, Начало и Конец, Первый и Последний; и что именно Он, и никто другой, был предназначен, обещан и послан, и пришел в этот мир; и Который является единственным, первым и истинным Божьим Сыном; Который был прежде Иоанна Крестителя, прежде Авраама, прежде мира; да, Который был Господом Давида, и является Богом всей земли, первородный прежде всякой твари; Который был послан в мир, и Которому было приготовлено тело, которое Он предал в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное; для утешения, искупления и спасения всего человечества» (Символ веры меннонитов. 1632 год)

«Мы верим и уверены, что есть только один Бог Отец, от Которого всё, от вечности до вечности, славный, неописуемый в Его свойствах. (...)

Что только один Господь Иисус Христос, от Которого всё, единородный Божий Сын, рождённый от девы Марии; в тоже время и истинно Господь Давида, Корень Давида, Сын Давида и Семя Давида, Которого Бог добровольно послал в мир (из-за Его великой любви к миру), и Который добровольно отдал Себя во искупление всех, вкусив смерть за всех, умилостивление за наши грехи; и не только наши, но и грехи всего мира» (Стандартное исповедание Генеральной Ассамблеи общих баптистов в Лондоне. 1660 год)

            Итак, мы видим, что в этих исповеданиях содержится традиционный христианский взгляд на Бога-Творца, на Иисуса Христа, на божественную и человеческую Его природу и нет абсолютно ничего, что роднило бы их с еретическими учениями Средневековья. В этой связи очень бы хотелось обратиться к братьям, которые в своих проповедях, беседах, статьях, на библейских курсах говорят (надеюсь, что неосознанно и по незнанию), что предшественниками баптизма были такие средневековые ереси, как катары, павликиане и богомилы:

  1. Утверждать, что данные течения были «истинной Церковью Божьей» - есть кощунство, поскольку дух антихриста, не признающий Сына Божьего, пришедшего во плоти, и отвергающий Бога-Творца, никак не может быть носителем истины и иметь что-то общее с Церковью Божьей (1 Иоан. 4:1-3).
  2. Утверждать, что данные течения были предшественниками баптизма и вообще Реформации – это историческая неправда, а всякая неправда есть грех (1 Иоан. 5:17).
  3. Утверждать, что данные течения были предшественниками баптизма – это значит, провоцировать несправедливое поношение на нашу конфессию со стороны людей, знакомых с историей христианства, и тем самым подавать соблазн внешним (1 Кор. 10:32).

В заключении, нужно упомянуть и об одном возражении, которое обычно предъявляют сторонники идеи о том, что средневековые еретики были предшественниками Реформации. Это возражение заключается в том, что все, что мы знаем о катарах, богомилах и павликианах, почерпнуто из православных и католических источников, а эти источники дескать были заинтересованы в искажении информации и приукрашивании еретичности данных течений. На это хочется ответить следующее. Да, все источники действительно православные и католические. Но других сведений у нас нет. И других источников, опровергающих имеющиеся, тоже нет. Конечно, теоретически можно было бы предположить, что на самом деле учение еретиков было совсем не таким, как об этом пишут источники, что оно может быть действительно соответствовало Евангелию – но это уже будут не более чем наши домыслы и фантазии, не подкрепленные никакими историческими фактами. Между тем, сами современные защитники средневековых ересей тоже пользуются теми же православными и католическими источниками, но пользуются избирательно: одни факты (например, о том, что еретики отвергали иконы) они признают истинными, а другие (например, что еретики признавали двух богов) объявляют клеветой. Между тем подобный подход, когда одни факты принимаются, а другие по собственному усмотрению отвергаются, полностью противоречит принципам исторической науки, поскольку основан не на объективном исследовании, а на предвзятом стремлении выдать желаемое за действительное. Хочется еще раз призвать всех нас, чтобы мы, изучая пути древние, помнили о том, что не все из этих путей – добрые. А для этого необходимо «рассматривать» и «расспрашивать» (Иер. 6:16), то есть всесторонне исследовать данный вопрос.


Эрик Артемьев, член Вязниковской церкви МСЦ ЕХБ, 2014 год.